
Фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» вышел в 1984 году и расколол общество. Критики называли картину пошлой, игру Ларисы Гузеевой «беспомощной», зато зрители были в восторге — читатели «Советского экрана» признали «Жестокий романс» лучшим фильмом года. «Что это было и чья победа» — рассудило время: лента стала классикой, а песни из нее до сих пор украшают многие концерты. Вспоминаем, как создавалась культовая картина и какие интересные случаи происходили на съемках.
У истоков «Жестокого романса»
Эльдар Рязанов был одним из самых продуктивных советских режиссеров — на его счету 35 фильмов. Выходили они с завидной регулярностью: в мемуарах «Неподведенные итоги» Рязанов писал, что не любил длинных пауз в силу своего «непоседливого характера». Выпустив один фильм, он сразу же переходил к работе над следующим, но после премьеры «Вокзала для двоих» в 1982-м режиссер столкнулся со сложностями. Он хотел экранизировать «Мастера и Маргариту», но чиновники ему не разрешили. Отклонили они и несколько других его идей, в том числе сценарий фильма «Дорогая Елена Сергеевна» (который он все же снял в 1988-м).
В том же 1982-м умер Брежнев, никто не знал, какой будет политика Андропова, но «стало ясно, что какое-то количество времени ничто острое, смелое, критическое на экран не прорвется», — вспоминал Рязанов в своей книге. Тогда он решил присмотреться к проверенной классике и перечитал по совету жены «Бесприданницу» Александра Островского. Пьеса ему понравилась, и он взялся за сценарий. Работать над ним помогали коллеги, которым он всецело доверял, — оператор Вадим Алисов, художник Александр Борисов и второй режиссер Леонид Черток. К тому моменту вместе с ними Рязанов уже выпустил несколько фильмов.
«Бесприданницей» картину не стали называть потому, что в СССР такая уже была — ее снял Яков Протазанов в 1936 году. «Жестокий романс», по мнению Рязанова, отражал характер его ленты. Композитор Александр Петров написал много мелодий, песен и романсов, которые вплетались в сюжетную канву. «Весь фильм действительно зазвучал как один большой романс. В музыке слышны и страстность, и нежность, и горечь, и тревога, и страдание», — писал Рязанов. Кроме того, в конце XIX века «жестокий романс» переживал расцвет — к этому жанру относили песни о страстной любви, измене и драматическом исходе событий. В тот же период разворачивается и действие «Бесприданницы».
Лариса Огудалова в рваных джинсах
Эльдар Рязанов в автобиографии вспоминал, что еще в процессе чтения определился с исполнителями главных мужских ролей. Он решил, что Паратова должен играть Никита Михалков, а Карандышева — Андрей Мягков, и получил предварительное согласие актеров. Правда, накануне съемок Михалков отказался — в тот момент он готовился снимать «Очи черные» с Марчелло Мастроянни в главной роли. Александр Панкратов-Черный в интервью «Комсомольской правде» говорил, что роль Паратова предложили ему, но пазл не сложился — артист выглядел слишком молодо. Спасли ситуацию непредвиденные обстоятельства: Мастроянни заболел, Михалкову пришлось отложить съемки «Очей черных», и он вновь согласился играть Паратова. Панкратов-Черный появился в картине в эпизодической роли.
Сложнее обстояли дела с подбором актрисы на главную женскую роль — Ларисы Огудаловой. В передаче «Центральное телевидение» ассистент режиссера Евгений Цымбал рассказывал, что был «целый букет» из претенденток. Обошла всех Лариса Гузеева, девушка из Оренбурга, студентка Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Для нее это была первая роль в кино, но Эльдар Рязанов не боялся работать с начинающими артистами: наоборот, ему мастерски удавалось «открывать» новых звезд — Людмилу Гурченко в «Карнавальной ночи», Ларису Голубкину в «Гусарской балладе».
«Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но полагался на себя и на великолепных актеров, которые ее будут окружать во время съемок», — писал Рязанов в мемуарах. Сомнения его были небезосновательны, в юности Гузеева была бунтаркой: перед поступлением в театральный побрилась налысо, занятия в институте прогуливала и предпочитала им посиделки в кафе «Сайгон», где собирались все герои ленинградского андеграунда. На передаче «Рожденные в СССР» она заявила, что ставила свободу на первое, второе и десятое место.
Внешность героини должна была быть такова, чтобы с первого взгляда было понятно, почему вокруг девушки кружатся, словно вороны, мужчины. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то, я бы сказал, экзотичность, которая не могла помешать в этой роли.
В интервью «Пятому каналу» Лариса Гузеева рассказывала, что на пробы «Жестокого романса» она пришла в рваных джинсах, с длинными волосами, в которые были вплетены монеты, курила «Беломор» и даже не думала, что ее утвердят. Однако грим, костюм, поддержка Рязанова и партнеров на площадке сделали свое: своенравная Лариса Гузеева перевоплотилась в нежную Ларису Огудалову.
Правда, озвучивала героиню другая актриса — Анна Каменкова, а романсы Ларисы пела Валентина Пономарева.
Волжские пейзажи
По сюжету пьесы Лариса выросла на берегу Волги, и Эльдар Рязанов посчитал необходимым проводить съемки в городе, стоящем на этой реке. В кадрах, открывающих фильм, можно увидеть набережную Ярославля. Однако большую часть материала отсняли в Костроме — на старинных улицах города, у причала, возле исторических торговых рядов.
Одна из основных локаций картины — судно «Ласточка», роль которого исполнил дореволюционный речной пароход «Спартак». «“Настоящность” парохода (он был построен в начале века и нами только чуть поддекорирован), подлинность его фактур, эстетичность форм корабля и то, что судно было не бутафорским, а могло еще и двигаться по Волге, придавали действию ощущение всамделишности, окончательно отрывало сюжет от театральной условности», — вспоминал Рязанов в книге «Неподведенные итоги».
Комбинировали волжские съемки с московскими. Например, двор Огудаловых воссоздали в Костроме, но вот фасад дома снимали в столице — в усадьбе Льва Толстого в Хамовниках, а интерьеры — в павильоне «Мосфильма». Домом Карандышева стал небольшой особняк в Мансуровском переулке, который также считают предполагаемым домом Мастера из романа Михаила Булгакова.
«Кто был охотник? Кто — добыча?»
Одна из сцен с участием Андрея Мягкова чуть не закончилась трагедией. В ней по сюжету его герой Карандышев нанимает лодку и отправляется на «Ласточку» за Ларисой. По задумке режиссера для красоты кадра мимо должен был проплывать колесный буксир «Самара». Однако постановщики и капитан что-то не рассчитали: судно подошло слишком близко, и водоворот, образовавшийся вокруг лопастей, стал затягивать лодку с Мягковым под «Самару». Буксир остановили, но по инерции лопасти еще продолжали вращаться. «Наконец, через несколько секунд (минут, часов?) всплыли на поверхность раздробленные доски — то, что осталось от лодки. И стало окончательно ясно, что Андрей погиб», — вспоминал Рязанов в мемуарах. Вся съемочная группа замерла в ужасе. Однако спустя некоторое время Мягков выплыл и направился к берегу — весь испуганный, дрожащий от холода, потерявший парик, но, главное, живой. Этот день — 20 сентября 1983 года — съемочная группа отметила как его второй день рождения.
Никита Михалков, проникнувшись духом персонажа, устраивал на площадке застолья и даже охотился в костромских лесах. Однажды кинематографистам сильно задержали зарплату — денег не хватало даже на еду, и Михалков решил проблему «по-паратовски»: вернулся с охоты с дичью. Повара несколько дней готовили для съемочной группы медвежатину.
По словам Рязанова, «на полную катушку» в свой образ вошла и Лариса Гузеева — сыграла «не жалея нервных клеток, слез, чувств». «Она, конечно, вкладывала в роль свои личные горести, несчастья, которые ей довелось испытать, несмотря на молодость. Все трагические сцены, которые она, с моей точки зрения, сыграла с высочайшим накалом, — это не результат актерского умения, не итог мастерства, а ее личная, горестная исповедь», — писал режиссер.
Сама же Гузеева в многочисленных интервью признавалась, что съемки дались ей нелегко. «Были сцены, когда я вдруг тупела, смотрела в пол как баран и не могла сдвинуться, пока Никита, мудрый, не отвел меня в сторонку и на пальцах мне объяснил про систему Станиславского, про камеры, про крупный план», — рассказывала актриса. Сказывалась и неопытность дебютантки, и, возможно, что-то еще, но об этом мы уже вряд ли узнаем: Гузеева не любит вспоминать съемки «Жестокого романса». «Ни разу в жизни не посмотрела этот фильм от начала и до конца. Всегда дрожащей рукой выключаю. Всегда злилась на маму, когда она прямо “всасывалась” в телеэкран, когда показывали этот фильм», — говорила актриса в интервью ТАСС.
Дарья Шаталова
