
«Не хочешь рожать, не хочешь умирать. Конечно, те, кто мог куда-то переехать, уже уехали. Очень сложно жить в таких условиях. Детей элементарно не помыть. А с моим заболеванием (у меня рак) я не могла долгое время после операции носить ни воду, ни дрова» — так о своей квартире рассказывает жительница карельского города Кемь Елена Лаштабега. Её дом 4 на улице Полярной ещё в 2017 году признан аварийным. Через несколько лет он отметит вековой юбилей со дня постройки.
После публикации в «АиФ-Карелия» этой ситуацией заинтересовался лично глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Возможно, теперь жительнице Кеми помогут. Но, по оценке главы Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яны Лантратовой, кроме неё сейчас в нашей стране около 80 тысяч семей инвалидов ждут получения жилья. Многие из них при этом проживают в очень сложных условиях. И добьются жилья далеко не все — мешает пресловутый «критерий малоимущности».
По формальному признаку
На самом деле в стране действует федеральная программа, по которой инвалиды и семьи с детьми-инвалидами могут получить квадратные метры по договору социального найма или в собственность либо единовременную выплату на приобретение или строительство жилья. Для этого кроме статуса инвалида необходимо иметь статус нуждающихся в улучшении жилищных условий. До 2005 года такие квартиры строились за федеральный счёт, а после эта обязанность была передана регионам. И программа работает, люди реально получают положенное, но не все.
«Этот критерий, как правило, определяется на основании среднего дохода. То есть если даже жильё непригодно для проживания, то не факт, что инвалида признают нуждающимся», — отметил в разговоре с «АиФ» председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), депутат Госдумы Михаил Терентьев.
«Это же абсурд! Мы говорим о людях, чьи жилищные условия объективно непригодны для жизни и представляют угрозу для их здоровья и безопасности. В этой ситуации совершенно неуместно применять критерий дохода, который не отражает реальной потребности в специализированном жилье. Проблема остро проявляется, когда формальное превышение доходов над прожиточным минимумом автоматически лишает семью возможности получить необходимую помощь, хотя каждая копейка в этих семьях зачастую идёт на лекарства, реабилитацию и жизненно важные нужды», — соглашается с коллегой депутат Лантратова.
Она также назвала ключевые препятствия на пути получения инвалидами квадратных метров: дефицит адаптированного жилищного фонда, разобщённость ведомств при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации, сложности процедуры признания имеющегося жилья непригодным.
Есть и ещё одно формальное ограничение. «В больших городах есть ещё один законодательный момент, который мешает и требует поиска решения. Это так называемый “режим оседлости”. То есть если ты в городе, например, не прожил 10 лет, то тебя также не признают нуждающимся», — добавляет Михаил Терентьев.
Надо больше строить
Но главная проблема — недостаток социального жилья. Из-за него люди годами, а то и десятилетиями ждут своей очереди.
«В последние годы мы очень хорошо научились строить жилые помещения с использованием различных кредитных инструментов, ипотеки например, но постепенно угасала история строительства социального жилья. Разработать механизм его строительства как регулятор должен Минстрой РФ. Так как это некоммерческое жильё, то кто-то за это должен платить или предлагать инвесторам, когда они строят жильё для ипотечной программы, кредитной программы или свободной продажи, чтобы они дополнительно, с какими-то мерами поддержки, строили это социальное жильё для муниципалитетов, для городов», — замечает Терентьев.
При этом улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями — это не только социальная, но и государственная задача. «Если мы помогаем сделать доступное жильё для инвалидов, то мы же понимаем, что они и их семьи становятся активными гражданами, которые помогают развивать и экономическую, и социальную жизнь всего общества», — подчёркивает Терентьев.
Убрать абсурд
Недавно появилась надежда, кто критерий малоимущности для таких случаев всё же отменят. С этим предложением на расширенном заседании думских комитетов с докладом на тему «Защита прав инвалидов» выступила уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова.
Политика, при которой инвалиду могут отказать в жилье по формальному признаку, по мнению омбудсмена, выглядит странно. Ведь уровень дохода слабо связан с жилищными условиями.
Предложение Москальковой нашло поддержку в Госдуме. Но когда инициатива превратится в действующий законопроект — пока неизвестно.
