Схема-терапия: как распознать и трансформировать деструктивные жизненные сценарии

У каждого из нас есть уникальный набор убеждений и поведенческих паттернов, которые формируют восприятие мира и реакции на жизненные ситуации. Именно с этими глубинными структурами работает схема-терапия — интегративный психотерапевтический подход, разработанный Джеффри Янгом в 1990-х годах.

Валентина Комарова
Автор ВФокусе Mail
Женщина на приеме у схема-терапевта
Источник: Freepik

Элементы когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии и психоанализа объединяет схема-терапия. Таким образом создается мощный инструмент для работы с хроническими психологическими проблемами и личностными расстройствами. Сегодня вместе с нашим экспертом, психологом и консультативным членом Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Мариной Парфеновой, разберемся, что лежит в основе схема-терапии и каким образом она помогает избавиться от навязчивых паттернов детских травм.

Что такое схема-терапия в психологии

Подробнее о том, что такое схема-терапия, рассказывает психолог Марина Парфенова:

— Это интегративная психотерапевтическая методика, созданная американским психологом Джеффри Янгом, предназначенная для работы с хроническими личностными проблемами и расстройствами личности. Метод основан на выявлении и коррекции глубинных эмоциональных схем пациента, сформированных преимущественно в раннем детстве (или подростковом периоде) и влияющих на поведение человека во взрослом возрасте.

В чем суть метода, разработанного Джеффри Янгом

Метод схемы-терапии предполагает работу с двумя основными компонентами: эмоциональными схемами и когнитивными убеждениями.

— Эмоциональные схемы формируются в результате травматического опыта детства и приводят к формированию негативных паттернов поведения и чувств. Когнитивные убеждения — это представления о себе, мире и отношениях, которые влияют на восприятие человеком реальности, — рассказывает наш эксперт.

Цель терапии заключается в осознании пациентом своих внутренних схем и убеждений, проработке травмирующего опыта и формировании новых, здоровых способов реагирования.

Как распознать у человека наличие определенных схем

Женщина в депрессии
Источник: Freepik.com

Чтобы понять, есть ли у вас какая-то из схем, нужно внимательно наблюдать за повторяющимися паттернами мышления, эмоциональных реакций и поведения. Они часто проявляются в ситуациях, которые напоминают травматический опыт детства или затрагивают неудовлетворенные эмоциональные потребности.

Ниже представлены основные признаки наличия определенных схем, которые могут помочь в их идентификации как у себя, так и у других людей:

  • повторяющиеся негативные жизненные сценарии;
  • бурные эмоциональные реакции, несоразмерные ситуации;
  • жесткие, негативные убеждения о себе, других людях или мире в целом;
  • деструктивное поведение;
  • триггерные ситуации, которые вызывают сильный стресс;
  • компенсаторное поведение;
  • проблемы в близких отношениях;
  • избегающее поведение;
  • ощущение, что вы стоите на месте.

Какие дисфункциональные схемы существуют

Джеффри Янг, основатель схема-терапии, выделил 18 основных дисфункциональных схем, которые могут значительно осложнять жизнь человека и приводить к психологическим проблемам. Они активируются в стрессовых ситуациях и часто действуют автоматически, вне нашего сознательного контроля. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Покинутость/нестабильность

Человек с этой схемой постоянно боится, что близкие люди его оставят или предадут. Он убежден, что значимые отношения неизбежно закончатся. В итоге это приводит к повышенной тревожности и попыткам контролировать партнера. Такие люди часто проявляют чрезмерную ревность, требуют постоянных подтверждений любви или, наоборот, избегают близости, чтобы предотвратить боль от возможной потери. Схема обычно формируется в детстве из-за нестабильных отношений с родителями или опыта потери близких.

Недоверие/ожидание жестокого обращения

Женщина проявляет недоверие к настойчивому партнеру
Источник: Freepik.com

Характеризуется глубоким убеждением, что окружающие намеренно причинят вред: обманут, унизят, предадут или используют. Человек постоянно ожидает подвоха и ищет скрытые мотивы даже в доброжелательных действиях. Может быть излишне подозрительным, скрытным и избегать доверительных отношений, что приводит к социальной изоляции. Схема часто формируется в результате пережитого насилия, предательства или жестокого обращения в детстве.

Эмоциональная депривация

Люди с этой схемой глубоко уверены, что их эмоциональные потребности никогда не будут удовлетворены другими. Они чувствуют, что никто не может дать им достаточно заботы, понимания, защиты или моральной поддержки. Такие люди часто выбирают эмоционально недоступных партнеров, что подтверждает их убеждения, или становятся чрезмерно самодостаточными, отрицая свои моральные нужды. Схема обычно развивается, когда в детстве родители были холодны или отстранены.

Дефективность/стыд

Человек с этой схемой воспринимает себя как глубоко ущербного, плохого, нежеланного или неполноценного. Испытывает сильный стыд за свои воображаемые или реальные недостатки и чрезвычайно чувствителен к критике. Такие люди часто избегают близких отношений из страха, что другие увидят их истинную сущность и отвергнут. Схема формируется в детстве из-за критики, отвержения или сравнения с другими детьми со стороны значимых взрослых.

Социальная отчужденность

При этой схеме человек чувствует себя не таким как все, изолированным от мира. Он убежден, что не принадлежит ни к одной группе или сообществу и не может по-настоящему быть понятым окружающими. Такие люди часто испытывают глубокое одиночество даже в компании и могут избегать социальных контактов. Схема развивается из-за реального опыта отвержения сверстниками в детстве.

Зависимость/беспомощность

Люди с этой схемой убеждены, что не способны самостоятельно справляться с повседневными обязанностями без помощи других. Они испытывают постоянную неуверенность в своих решениях и слишком полагаются на окружающих. Такие люди часто избегают новых задач из страха неудачи и могут оставаться в нездоровых отношениях из-за боязни остаться одни. Схема обычно формируется, когда родители чрезмерно опекали ребенка или, наоборот, не обеспечивали достаточной поддержки для развития самостоятельности.

Уязвимость

Женщина в уязвимом состоянии
Источник: Unsplash.com/CC0

Проявляется в постоянном страхе, что вот-вот случится что-то ужасное. Человек боится заболеть, умереть, сойти с ума, попасть в аварию, стать жертвой преступления и это далеко не все. Он преувеличивает вероятность негативных событий и чувствует себя беззащитным перед ними. Такие люди могут развивать избегающее поведение, излишнюю осторожность или постоянно искать подтверждения своей безопасности. Схема часто развивается, если родители были тревожными и передавали ребенку ощущение, что мир опасен.

Спутанность/неразвитая идентичность

Человек испытывает трудности с формированием собственной идентичности и направления в жизни. Слишком эмоционально вовлечен в отношения с другими (обычно родителями или партнерами) — до такой степени, что теряет собственную индивидуальность. Такие люди часто не знают, чего хотят от жизни, и могут подстраиваться под ожидания окружающих. Схема формируется, когда родители не поощряли индивидуальность ребенка и его отделение от семьи.

Неуспешность

При этой схеме человек убежден в своей неспособности достичь успеха наравне с другими людьми. Он воспринимает себя как неизбежно обреченного на провал в областях достижений (карьера, учеба, спорт). Такие люди преувеличивают свои ошибки, преуменьшают достижения и могут саботировать собственный успех, подтверждая свои негативные убеждения. Схема обычно развивается из-за критики, сравнения с другими детьми или завышенных ожиданий со стороны родителей.

Привилегированность/грандиозность

Люди с этой схемой уверены в своей исключительности и праве на особое отношение. Часто игнорируют правила социального взаимодействия, считая, что никакие ограничения к ним не относятся. Такие люди могут быть требовательными и нечувствительными к потребностям других, что приводит к проблемам в отношениях. Схема может формироваться, когда в детстве ребенку не устанавливали адекватные границы или, наоборот, часто критиковали.

Недостаточность самоконтроля

Проявляется в трудностях с самодисциплиной и контролем над эмоциями и импульсами. Человек избегает дискомфорта, связанного с ограничениями, и легко отказывается от целей при столкновении с препятствиями. Такие люди испытывают проблемы с выполнением рутинных задач и откладывают дела на потом. Могут проявлять вспышки гнева или другие неконтролируемые эмоции, если что-то не получается. Схема формируется, когда родители не помогали ребенку развивать самодисциплину или были слишком снисходительными.

Покорность

Женщина подавляет собственные желания
Источник: Freepik.com/CC0

Человек подавляет свои потребности и желания, чтобы угодить окружающим. Такие люди часто накапливают скрытую обиду, которая может проявляться в пассивно-агрессивном поведении, психосоматических симптомах или эмоциональных вспышках. Схема обычно развивается, когда родители были авторитарными и подавляли автономию ребенка.

Самопожертвование

При этой схеме человек фокусируется на удовлетворении потребностей других в ущерб собственным. Берет на себя ответственность за благополучие окружающих и испытывает вину, если заботится о себе. Такие люди часто становятся эмоционально истощенными и могут испытывать обиду, что их жертвы не ценятся. Схема формируется, когда ребенок чувствовал ответственность за эмоциональное благополучие родителей или когда самопожертвование поощрялось как добродетель.

Поиск одобрения

Люди с этой схемой определяют свою ценность через мнение и реакции других людей. Их самооценка зависит от внешнего признания, а не от собственных стандартов и убеждений. Такие люди чувствительны к отвержению и критике, постоянно ищут подтверждения своей значимости. Схема развивается, когда родительская любовь и принятие были обусловлены достижениями или соответствием определенным ожиданиям.

Негативизм/пессимизм

Характеризуется постоянным фокусом на негативных аспектах жизни и игнорировании или занижении позитивных. Человек ожидает, что все пойдет не так, и испытывает хроническое беспокойство, что хорошие события неизбежно обернутся плохими. Такие люди часто жалуются и испытывают трудности с принятием решений из-за страха ошибки. Схема формируется под влиянием пессимистичных родителей или реального опыта серьезных негативных событий в детстве.

Подавление эмоций

Человек подавляет спонтанные эмоции и действия, чтобы избежать неодобрения, чувства стыда или потери контроля. Стремится быть рациональным и может казаться отстраненным или холодным. Такие люди испытывают трудности в близких отношениях из-за неспособности выражать чувства и потребности. Схема развивается, когда в семье не поощрялось выражение эмоций или когда ребенка стыдили за проявление чувств.

Жесткие стандарты/придирчивость

Люди с этой схемой убеждены, что должны соответствовать высоким внутренним стандартам, чтобы избежать критики. Они постоянно испытывают давление и редко бывают удовлетворены своими достижениями. Такие люди часто жертвуют здоровьем, удовольствием и отношениями ради совершенства. Могут быть критичными к себе и другим. Схема формируется, когда родители были требовательными, ценили достижения ребенка больше, чем его самого.

Пунитивность

Проявляется в убеждении, что люди должны быть строго наказаны за ошибки. Человек непримирим к собственным и чужим недостаткам, с трудом прощает и принимает несовершенство. Такие люди часто испытывают гнев и нетерпимость. Схема развивается, когда родители применяли суровые наказания или были крайне критичными, не позволяя ребенку учиться на ошибках без чувства стыда и вины.

Какие техники используются в схема-терапии

Мужчина на приеме у схема-терапевта
Источник: Freepik.com/CC0

Схема-терапия сочетает элементы когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии и теории привязанности. Рассмотрим основные техники, которые применяются для достижения терапевтических изменений.

1. Когнитивные техники

Направлены на выявление и изменение дисфункциональных убеждений, которые сформировались в детстве и продолжают влиять на восприятие мира во взрослом возрасте. Одна из ключевых техник — проверка обоснованности схем, когда терапевт помогает клиенту оценить, насколько его убеждения соответствуют реальности, и найти доказательства, опровергающие негативные схемы.

Важным инструментом выступают карточки-напоминания, в которых пациент записывает здоровые альтернативные мысли, и может обращаться к ним в моменты активации схем. Ведение дневника схем помогает отслеживать ситуации, запускающие негативные паттерны, и осознавать связь между мыслями, эмоциями и поведением.

2. Эмоциональные техники

Фокусируются на проработке глубинных чувств, связанных с неудовлетворенными потребностями и травматическими переживаниями детства. Рескриптинг позволяет клиенту мысленно вернуться в болезненные ситуации прошлого и переписать их исход, получая эмоциональный опыт, которого не хватало в детстве.

При технике «работа со стульями» пациент ведет диалог между различными частями своей личности (модусами), что способствует интеграции противоречивых аспектов психики и развитию «здорового взрослого». Эмпатическое конфронтирование сочетает безусловное принятие эмоций клиента с мягким оспариванием его дисфункциональных схем. Тем самым создается безопасное пространство для изменений. Техника ограниченного родительства предполагает, что терапевт временно берет на себя роль «хорошего родителя», демонстрируя модель заботливого отношения, которого не хватало в детстве клиента.

3. Поведенческие техники

Направлены на изменение неадаптивных моделей поведения, которые поддерживают и укрепляют дисфункциональные схемы в повседневной жизни. Поведенческие эксперименты позволяют клиенту проверить свои негативные убеждения в реальных ситуациях, получая новый опыт, который противоречит устоявшимся схемам.

Техника ролевого моделирования дает возможность пациенту наблюдать и практиковать адаптивные способы взаимодействия, демонстрируемые терапевтом. Градуированная экспозиция помогает постепенно преодолевать избегающее поведение, начиная с менее тревожных ситуаций и постепенно переходя к более сложным. Домашние задания закрепляют навыки, полученные в терапии, и способствуют их интеграции в повседневную жизнь.

Как схема-терапевт помогает в процессе лечения

Схема-терапевт помогает пациенту
Источник: Freepik

О том как работает схема-терапевт рассказывает психолог Марина Парфенова:

— Схема-терапевт помогает выявить и осознать собственные негативные эмоциональные схемы. Затем совместно с пациентом разрабатывает стратегии преодоления проблемных поведенческих реакций. Специалист использует техники, направленные на изменение когнитивных установок и формирование адаптивного поведения. Применяет методы эмоционального отреагирования и эмпатическое взаимодействие между терапевтом и клиентом.

Можно ли самостоятельно практиковать схема-терапию

Хотя схема-терапия была разработана как профессиональный терапевтический подход, некоторые ее элементы могут быть адаптированы для самостоятельной практики. Это не заменит работу с терапевтом, особенно при глубоких психологических травмах или серьезных психических расстройствах, но может стать полезным дополнением к терапии.

1. Найдите и изучите свои схемы

Первый шаг в самостоятельной работе со схемами — это их идентификация. Начните с изучения литературы по схема-терапии, чтобы понять концепцию ранних дезадаптивных схем и их влияние на жизнь.

Вы можете найти в открытом доступе опросники (например, краткую версию опросника схем Янга) и пройти их, чтобы определить свои доминирующие схемы. Ведите дневник эмоциональных реакций, отмечая ситуации, которые вызывают интенсивные негативные эмоции, и анализируйте, какие схемы могли быть активированы.

Обращайте внимание на повторяющиеся паттерны в отношениях, работе и других сферах жизни — они часто указывают на лежащие в основе схемы. Полезно также проследить историю их развития, вспоминая детские переживания и семейную динамику, которые могли способствовать их формированию.

2. Распознайте триггеры

Научитесь распознавать моменты, когда ваши схемы активируются в повседневной жизни. Обратите внимание на «эмоциональные маркеры» — непропорционально сильные реакции на ситуации, которые объективно не представляют угрозы.

Будьте внимательны к телесным ощущениям, которые сопровождают активацию схем, — например, напряжение в определенных частях тела, изменение дыхания, сердцебиения. Ведите список ситуаций, слов или действий других людей, запускающих ваши схемы.

3. Ведите дневник схем и режимов

Систематическое ведение дневника — мощный инструмент для отслеживания и понимания своих схем. Создайте структурированный формат записей с описанием ситуации, возникшими мыслями, эмоциями, поведенческими реакциями.

Регулярно анализируйте свои записи, ищите повторяющиеся паттерны и связи между различными элементами опыта. Отмечайте в дневнике не только моменты активации схем, но и случаи, когда вам удалось отреагировать более адаптивно.

4. Работайте с негативными мыслями

Научитесь распознавать и оспаривать дисфункциональные мысли, связанные с вашими схемами. Когда вы замечаете негативную автоматическую мысль, запишите ее и задайте себе вопросы: «Какие доводы поддерживают эту мысль?», «Какие доказательства противоречат ей?», «Есть ли альтернативные объяснения ситуации?», «Что бы я сказал другу в подобной ситуации?».

Составьте список своих ключевых негативных убеждений и создайте для каждого из них альтернативное, более адекватное, основанное на реальности. Для каждой выявленной схемы найдите аргументы за и против. Сделайте карточки-напоминания с рациональными ответами на часто возникающие негативные мысли и держите их под рукой для использования в моменты активации схем.

5. Пообщайтесь с внутренним ребенком

Образное представление (имагинация) — мощный инструмент для работы с эмоциональным компонентом схем. Начните с простых упражнений на визуализацию безопасного места, где вы чувствуете себя полностью защищенным и спокойным, детально прорабатывая весь образ.

Попробуйте встретиться со своим внутренним ребенком — представьте себя в детском возрасте, когда формировались ваши схемы, и установите диалог с этой частью. Предложите этому малышу защиту и поддержку, которых вам так не хватало тогда.

Чем схема-терапия отличается от КПТ

Схема-терапевт работает с пациентом
Источник: Freepik.com

Психолог Марина Парфенова рассказала, чем отличается когнитивно-поведенческая терапия от схема-терапии:

  • КПТ фокусируется главным образом на текущих симптомах и поведении, тогда как схема-терапия уделяет значительное внимание детскому опыту и ранним травмам.
  • Схема-терапия направлена на глубокие изменения базовых представлений клиента о себе и мире, в то время как КПТ чаще ориентирована на краткосрочные цели и быстрое облегчение симптомов.
  • Техники схема-терапии включают больше элементов терапевтической близости и эмоционального взаимодействия, в то время как КПТ традиционно основывается на рациональных аргументах и практических упражнениях.

Основные преимущества схема-терапии перед другими методами

Интегрируя элементы различных подходов, этот метод позволяет эффективно работать с широким спектром психологических проблем: от повседневных трудностей до серьезных личностных расстройств. Ниже представлены ключевые преимущества схема-терапии, которые выделяют ее среди других терапевтических направлений и объясняют растущую популярность как среди специалистов, так и среди клиентов.

  • Схема-терапия не ограничивается работой только с мыслями или только с эмоциями, а предлагает комплексный подход.
  • Метод эффективен при работе с личностными расстройствами, хронической депрессией, тревожными расстройствами и другими состояниями, которые плохо поддаются традиционным методам лечения.
  • Концепции схем и режимов интуитивно понятны и легко объяснимы клиентам, что способствует их активному вовлечению в терапевтический процесс.
  • В отличие от многих других подходов, схема-терапия уделяет центральное внимание базовым эмоциональным потребностям человека и их удовлетворению.
  • Схема-терапия легко адаптируется к индивидуальным особенностям клиента и может применяться в различных форматах: индивидуальная терапия, групповая терапия, работа с парами.
  • Работая с глубинными структурами личности, а не только с симптомами, схема-терапия способствует достижению устойчивых, долгосрочных результатов.

Советы психолога

Мужчина нуждается в схема-терапии
Источник: Freepik

Чтобы более детально разобраться, что такое схема-терапия, кому она подходит и как часто нужно посещать сессии мы обратились к психологу Марине Парфеновой. И вот что она рассказывает:

— Схема-терапия показала высокую эффективность среди пациентов с расстройствами личности, такими как пограничное расстройство личности, нарциссические расстройства, обсессивно-компульсивные расстройства и тревожные состояния. Она полезна людям, имеющими трудности в межличностных отношениях, низкую самооценку, склонность к саморазрушению и зависимости от отношений.

По словам эксперта схема-терапия может оказаться менее эффективной для следующих категорий:

  • пациенты с выраженными психиатрическими заболеваниями (например, шизофрения);
  • люди с серьезными неврологическими нарушениями;
  • пациенты с сильными когнитивными ограничениями или серьезными коммуникативными барьерами.

Таким образом, схема-терапия — мощный инструмент для работы с глубокими личностными проблемами. У этой техники значительные преимущества перед традиционными методами психологической помощи, но выбор методики должен учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного случая.

— Для достижения устойчивого результата рекомендуется проводить регулярные встречи с терапевтом примерно раз в неделю или каждые две недели продолжительностью около 1—1,5 часа, — комментирует Марина Парфенова. — Но частота сессий зависит от индивидуальных особенностей каждого случая и тяжести проблемы. Интенсивность терапии также играет важную роль: регулярность и продолжительность терапии значительно повышают шансы на успешное завершение курса и достижение долгосрочных изменений.

Главное о схеме-терапии

Вместе с психологом Мариной Парфеновой мы разбирались, что же такое схема-терапия, в сути метода, а также рассказали про основные техники в работе. Давайте подытожим ключевые моменты:

  • Схема-терапия объединяет элементы когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии и психоанализа.
  • Метод основан на выявлении и коррекции глубинных эмоциональных схем пациента, сформированных преимущественно в раннем детстве.
  • Цель терапии заключается в осознании пациентом своих внутренних схем и убеждений.
  • Существуют основные признаки наличия определенных схем.
  • Всего есть 18 основных дисфункциональных схем.

Эксперт: Марина Парфенова, психолог и консультативный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги