
Этот праздник завершает отсчет омера — 49 дней от Песаха — и знаменует собой важнейшее событие в еврейской истории: дарование Торы на горе Синай. Шавуот неразрывно связан с темой знаний, веры и обновления духовного завета. В этот день в синагогах читают Десять заповедей, украшают дома зеленью и готовят блюда из молока. Хотя праздник считается одним из трех паломнических, он остается удивительно «домашним» по атмосфере — теплым, семейным и наполненным смыслом. В статье расскажем о празднике в 2025 году, его традициях и истории.
Какого числа отмечается Шавуот: дата праздника
История и суть праздника

Шавуот уходит корнями в древнюю историю Израиля, соединяя два ключевых аспекта: религиозный и аграрный. С одной стороны, это день дарования Торы — того самого момента, когда еврейский народ на горе Синай получил скрижали с Десятью заповедями. Считается, что именно в Шавуот был заключен духовный союз между Богом и Израилем.
С другой стороны, Шавуот — праздник первого урожая. В эпоху Храма (IX в. до н.э.—I в. н. э.) в Иерусалиме в этот день приносили в дар первые снопы ячменя, хлеба и плоды. Так Шавуот стал одновременно и религиозным, и земледельческим праздником, отражающим благодарность за дары природы и за моральные ориентиры жизни.
Как празднуют Шавуот: иудейские традиции
Шавуот — один из самых насыщенных по символике и традициям праздников. В этот день евреи всего мира вспоминают дарование Торы, украшают дома зеленью, не спят всю ночь и читают священные тексты. Есть и другие обычаи — вкусные, но глубокие по смыслу.
1. Изучение Торы ночью
Это одна из самых почитаемых традиций — «Тикун лейль Шавуот». Верующие собираются в синагогах или дома, чтобы учиться и обсуждать священные книги до самого утра. Таким образом евреи выражают готовность принять Тору заново — осознанно и с благодарностью.
2. Чтение Десяти заповедей
В синагогах в Шавуот читается глава, содержащая Десять заповедей. Это символизирует повторное принятие завета между Богом и народом Израиля. По традиции даже те, кто редко посещает синагогу, стараются прийти именно на это чтение.
3. Молочные блюда
Одним из самых узнаваемых обычаев стало употребление молочной пищи. Причин несколько: от символики чистоты и младенческого питания (Тора как «молоко для души») до практических объяснений — после дарования законов кашрута о разрешенной и запрещенной пище мясо стало временно недоступным. Так появились традиционные блюда: чизкейки, блинчики, сырники и запеканки.
4. Украшение домов и синагог зеленью
Считается, что гора Синай во время дарования Торы покрылась зеленью и цветами. В память об этом евреи украшают свои дома, окна и синагоги растениями, цветами, ветвями деревьев. Это придает празднику атмосферу весны, обновления и особой красоты.
5. Книга Руфь
На Шавуот принято читать свиток Руфь — трогательную историю о верности, принятии и переходе к иудаизму. Эта книга символизирует связь между Шавуот и темой личного выбора, духовного пути, а также урожая (действие происходит во время жатвы).
Что нельзя делать на Шавуот
Как и в другие еврейские праздничные дни, в Шавуот действуют определенные запреты, направленные на создание атмосферы покоя и святости.
Нельзя:
- работать и заниматься бизнесом;
- писать, рисовать, зажигать огонь;
- водить автомобиль или пользоваться электричеством (по ортодоксальным традициям);
- готовить пищу без огня, зажженного заранее;
- проводить уборку и стирку;
- использовать мобильные телефоны и компьютеры (в религиозной практике).
Шавуот, Песах и Суккот: что объединяет три паломнических праздника иудаизма

Шавуот — один из трех главных паломнических праздников в иудаизме наряду с Песахом и Суккотом. В древности в эти дни евреи со всех концов страны стекались в Иерусалим, чтобы принести жертвы в Храме. Каждый из этих праздников связан с важнейшими этапами истории и земледельческого календаря: Песах — освобождение из Египта и начало весны, Шавуот — получение Торы и жатва, Суккот — жизнь в шатрах и сбор урожая.
И хотя формы празднования изменились со временем, их глубокий смысл остался. Эти три праздника напоминают: свобода, вера и благодарность — краеугольные камни еврейской идентичности.