
Как появилось звание Савва Великолепный
Савва Мамонтов появился на свет в далеком тюменском городке Ялуротовске в семье винного торговца. Семья была известной — после войны 1812 года его дед, тоже виноторговец, на личные деньги восстанавливал город Звенигород, разрушенный французами. Сам Савва Мамонтов тоже прославился тем, что жертвовал крупные суммы денег на поддержку артистов и художников. В артистической среде его звали «Саввой Великолепным».
Он открывал в городах Центральной России технические училища, первым ввел в Москве понятие «комплексной застройки», зарабатывал деньги на постройке железных дорог и стал первым «олигархом», владеющим целыми производственными комплексами.
Чтобы заработать, Савва Мамонтов считал паломников
Его отец Иван Мамонтов переехал в Москву, когда Савва был еще ребенком. Именно он занялся строительством железных дорог и увлек сына. Первой железной дорогой Мамонтовых стала дорога от Москвы до Сергиева Посада. Прежде чем вкладываться в строительство, Иван Мамонтов провел исследование — заставил сына посчитать, сколько паломников ежедневно едут на телегах и повозках из столицы в Лавру. Результаты подсчета вселили надежду, что на деле можно зарабтать — в те годы верста железной дороги обходилась в 40 — 90 тысяч рублей. Деньги были немалые.
Иван Мамонтов вложил в строительство 460 тысяч рублей и через четыре года в первый же год вернул эти средства, получив прибыль в размере 476 тысяч рублей. Эти деньги ему принесли 456 тысяч пассажиров.
К 1870 году дорогу построили уже до Ярославля.
После смерти отца Савва Морозов унаследовал дело. В 28 лет он стал членом правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. А в 1872 году, став обладателем контрольного пакета акций, он стал директором дороги и имел право единолично принимать важные решения.

Савва Мамонтов хорошо платил рабочим
Чтобы привлечь к строительству железных рабочих, Савва Мамонтов использовал разные средства. Строил жилье, снабжал продуктами. Зарплата рабочих и инженеров зависела от условий работы. На Крайнем Севере они получали больше. На линии Вологда — Архангельск жалование рабочих было полуторным или двойным. В среднем железнодорожный рабочий получал от 20 до 40 рублей, инженер от 150 до 200 рублей. Главный инженер — 450 рублей. Булка белого хлеба стоила в те годы 3 копейки, молоко — 20 копеек за литр, лошадь — 45 рублей.
Кроме этого за честную работу и отсутствие воровства Mамонтов выплачивал премии, а от воров избавлялся.
Завел для любовницы частную оперу
Несмотря на тот факт, что в 1865 году Савва Мамонтов обвенчался с купеческой дочкой Елизаветой Сапожниковой, он не избежал искушений и завел себе любовницу — оперную певицу Татьяну Любатович. У Любатович было среднее мецо-сопрано. Изначально в оперу, которую открыл меценат, были приглашены 40 музыкантов и 50 исполнителей. Декорации рисовали художники Виктор Васнецов, Константин Коровин, Валентин Серов, Исаак Левитан. Занавес театра была расписан Михаилом Врубелем. Популярность оперы связывают с деятельностью Федора Шаляпина. Ее расцвет пришелся на 1896−1899 годы.
Критики плевались ядом в сторону Любятович, хотя певица начала свою карьеру с небольших ролей. Ее называли безголосой и бесталанной, считали, сколько денег Мамонтов тратит на нее и на театр, но все же признавали, что благодаря этому проекту в России появилась плеяда прекрасных оперных певцов. За 11 лет существования оперы было поставлено 50 опер, причем все они были написаны русскими композиторами. Среди премьер были произведения Николая Римского-Корсакова «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста» и другие.
Свидетели вспоминали, что Татьяна Любятович была красивой, жизнерадостной молодой женщиной, не лишенной таланта и голоса.
Савва Mамонтов издавал либеральные журналы и газеты
Интересно. что кроме журнала «Мир искусства», Савва Мамонтов издавал либеральные издания.
Например, в 1899 году по приказу министра финансов Сергея Витте, Савва Морозов стал издавать газету либерально-демократической направленности «Народ». Дело не заладилось, и газета, которую народ прозвал «Уродом», почила в бозе, «сожрав» несколько десятков тысяч рублей.
Тогда же Мамонтов пытался издавать газету «Россия». На ее издание он собирал деньги по подписке, а фактическим владельцем «России» был зять Мамонтова — предприниматель Матвей Альберт. Савва Мамонтов вложил в издание 180 тысяч подписных рублей, а Матвей Альберт — 120 тысяч собственных денег. Газета выходила вплоть до 1902 года, но привлекла внимание цензоров фельетоном Александра Амфитеатрова «Господа Обмановы». Цензоры усмотрели в ней сатиру на Романовых, Амфитеатрова отправили в ссылку, а газету закрыли.
При этом сам Савва Мамонтов особыми политическими взглядами не отличался. Но не любил чиновников и считал, что они тормозят развитие страны.
Савва Мамонтов первым построил железную дорогу на Крайнем Севере
Уже в 1870 годах году Савве Мамонтову приходит в голову грандиозный замысел построить железную дорогу до Архангельска. Сделать то, чего никто в мире не делал — проложить путь через топи и тундру.
Проект сразу же подвергся критике — недоброжелатели считали, что России нечего и пытаться делать что-то из ряда вон выходящее.
Преодолевая сопротивление, Мамонтов все же стал строить железную дорогу, и в 1898 году железная дорога Вологда—Архангельск длиной в 600 верст заработала. Чего это стоило, мало кто знал: условия труда были сложными, не хватало кадров, то и дело возникали трудности инженерного характера. Насыпи размывали бурные северные реки, экскаваторы и паровозы засасывало в трясину. В болотистых местах дорогу пришлось ставить на сваи.
К 1898 году Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги стало одним из самых прибыльных предприятий России. Оно имело 1000 верст путей, 200 паровозов, 4000 грузовых вагонов и 400 — пассажирских. Все это приносило чистую прибыль 5 200 000 рублей в год.
Разумеется, такой бизнес не мог не привлечь внимания завистников.
Савва Мамонтов сидел в тюрьме
После строительства дороги до Архангельска Савву Мамонтова посадили в тюрьму. Посадили как вора, открутившего пару гаек на железной дороге.
Причиной стало, как сейчас бы сказали, нецелевое расходование средств акционерного общества. Савва Мамонтов пустил их на реконструкцию своих заводов. По закону он не имел права так делать.
Дело в том, что он хотел не только построить дорогу, но и заселить русский Север. Для этого следовало создать концерн, в котором были бы объединены предприятия, металлургия, строительство и эксплуатация железных дорог.
Чтобы осуществить мечту, Мамонтов продал часть акций своего предприятия и влез в долги. Когда стало ясно, что он не в состоянии оплатить кредиты, стоимость оставшихся акций упала. Его финансовым положением заинтересовались в Санкт-Петербурге. Проверка показала, что несмотря на то, что перевод денежных средств из железнодорожного общества заводам Мамонтов перед правлением не скрывал, в бухгалтерии они фиксировались не всегда.
Мамонтов стал распродавать имущество, чтобы залатать дыры, но не успел — его арестовали 11 сентября 1899 года. Это стало крахом. Его обвинили в растрате средств железнодорожного общества и в наручниках, словно убийцу, привезли в тюрьму на Таганке; арестовали имущество, а самого бросили в одиночку. При личном досмотре у «олигарха» нашли «огромную» сумму — чуть больше 50 рублей.
Все остальное напоминало издевку. Когда друзья собрали необходимую для залога сумму в 763 тысячи рублей, сумма увеличилась до 5 миллионов рублей. И это в то время, когда революционерка Вера Засулич, покушавшаяся на жизнь петербургского градоначальника Федора Трепова была освобождена из зала суда.
Савва Мамонтов, которому было уже 58 лет, провел в камере полгода. Его старались поддержать теплыми письмами художники и театралы, а Валентин Серов даже обращался за поддержкой к императору Николаю II. Но все было тщетно.
Савва Мамонтов имел высокопоставленных врагов
А все потому что Савва Мамонтов, кроме множества друзей, имел и множество врагов. Например ревизия, выявившая финансовые нарушения, была инициирована директором Международного банка Адольфом Ротштейном. За его спиной маячила фигура министра юстиции Российской империи Николая Муравьева. Но самым главным недругом «Саввы Великолепного» стал министр финансов Сергей Витте.
Суд состоялся в 1900 году. Мамонтов был оправдан и отпущен на свободу.
Его империя рухнула, его имущество было распродано, сам он получил «болезнь легких», а многие из друзей отвернулись.
Результатом этой интриги стали следующие изменения:
Железная дорога была куплена за бесценок государством.
Родственники Витте стали владельцами акций железнодорожного общества.
За 30% от рыночной цены ушел государству лучший из российских заводов — Невский.
Часть имущества досталась Международному банку Ротштейна. Среди них были паи железных дорог, Невского завода, Николаевских заводов и Мытищинского завода, который Мамонтов только что обновил.
Жил возле тюрьмы с молодой любовницей
Оправиться от удара Савва Мамонтов так и не смог. Он фактически развелся с женой Елизаветой — супруги разъехались.
Последние годы жил в бревенчатом домике недалеко от Бутырки, открыл гончарную мастерскую, в которой работали 15 человек, изготавливал изразцы для печи, керамику.
Одиноким Мамонтов не остался. С ним жила его новая спутница — молодая учительница из Торжка Евгения Решетилова. Она была моложе Мамонтова на 38 лет.
Удивительно, но те же люди, которые не любили Любятович, к Решетиловой относились с симпатией.
Савва Мамонтов пережил родных
Увы, на склоне жизни Савве Мамонтову пришлось пережить самое горькое горе из всех возможных. В 1907 году он похоронил свою дочь Веру — ту самую «Девочку с персиками», которая позировала художнику Валентину Серову. Она скончалась от пневмонии.
Вскоре умерла и жена магната — Елизавета.
В 1915 году скончался сын Сергей.
Сам бывший промышленник умер в 1918 году, простудившись зимой в продуваемой всеми ветрами революционной Москве. Его похоронили в Абрамцево.
