
Группа сенаторов во главе с первым зампредседателя Совета Федерации Владимиром Якушевым внесла в Государственную думу законопроект, направленный на обеспечение страховой пенсии детям, зачатым с применением репродуктивных технологий после смерти отца. Текст инициативы уже размещен в базе данных нижней палаты парламента.
Согласно пояснительной записке, проект предлагает ввести новую категорию социальной поддержки — пенсию для детей, рожденных спустя более чем 300 дней после смерти мужчины, отцовство которого подтверждено решением суда. Таким детям предполагается предоставить те же гарантии, что и несовершеннолетним, не имеющим сведений об обоих родителях.
Это законодательное предложение стало продолжением решения Конституционного суда, которое защищает право на страховую пенсию детей, зачатых после смерти отца. В феврале 2025 года председатель КС Валерий Зорькин огласил постановление, в котором отдельные положения 10-й статьи закона «О страховых пенсиях» были признаны противоречащими Конституции. Основанием для рассмотрения стала жалоба петербурженки Марии Щаниковой.
Щаникова в 2016 году провела процедуру ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), используя замороженный биоматериал своего покойного супруга, Антона Щаникова, который был сдан им при жизни. Спустя более 300 дней после его смерти она стала матерью двойняшек. Хотя суд установил отцовство умершего, пенсионные органы отказали в назначении пенсии по утрате кормильца, мотивируя это тем, что на момент смерти дети не могли находиться у него на иждивении. Суды всех инстанций также поддержали отказ.
Тем не менее на заседании Конституционного суда в октябре 2024 года представители Совета Федерации и Государственной думы выразили поддержку идее признания за такими детьми права на пенсию. Сенатор Андрей Клишас отдельно отметил, что право ребенка не должно зависеть от способа его рождения.
Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — это совокупность медицинских методик, направленных на помощь парам, сталкивающимся с бесплодием. При этой процедуре зрелая яйцеклетка оплодотворяется в лаборатории, а затем помещается в матку, где уже развивается естественным путем.
Ранее, ВФокусе Mail писал о том, что это решение может привести к пересмотру наследственного права и создать новые правовые прецеденты.
Алексей Молва