
Исследователи Южного федерального университета (ЮФУ) изучили погребение конца VI — начала VII вв. н. э., найденное на некрополе Ростовского городища, расположенного на территории современного города Ростова-на-Дону (район ул. Станиславского/Чехова).
По мнению ученых ЮФУ, захоронение может быть связано с мигрантами с Востока, конкретнее — с культурной группой типа Суханово. Она может быть связана с тюркоязычными кочевниками утигурами, господствовавшими в Подонье после победы над кутригурами, с середины VI в. до начала VII в. Об этом свидетельствуют отсутствие инвентаря (найдены только поясная гарнитура, обувные пряжки и следы деревянной миски), костяк коня рядом с погребенным, северная ориентировка, возможное использование савана, о чем можно судить по плотно прижатым рукам и ногам погребенного.
«Согласно результатам генетического анализа, в митохондриальной ДНК погребенного была идентифицирована гаплогруппа D4q*, что указывает на его происхождение из Восточной и Юго-Восточной Азии, с возможными связями с современными народами Тибета и Киргизии. Это подтверждается и данными исследования аутосомной ДНК, которые показывают высокое сходство с современными популяциями Восточной Азии», — приводит пресс-служба Минобрнауки слова научного сотрудника лаборатории «Идентификация объектов биологического происхождения» Академии биологии и биотехнологии ЮФУ Ольги Арамовой.
Ученые установили, что у погребенного были темные кожа, глаза и волосы. Исследования химического состава предметов погребального инвентаря (в том числе покрытия на металлических деталях поясной гарнитуры) позволили выявить уникальные культурные особенности этого человека.
«Геральдическая гарнитура, покрытая золотой фольгой и выполненная из свинца, — уникальная находка для Ростовского городища. Свинец, использованный для изготовления части украшений, скорее всего, был более доступным и дешевым материалом, чем серебро. Это может свидетельствовать о том, что погребенный не принадлежал к высшему слою общества. Тем не менее наличие золотого покрытия на некоторых элементах украшений указывает на его достаточно высокий статус, что заставляет пересматривать привычные представления о социальных структурах того времени», — сообщил заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира ЮФУ Евгений Вдовченков.
В середине VI в. — начале VII в. тюрки-мигранты с Востока, включая утигуров, господствовали в степной зоне, отмечают исследователи. Они считают, что погребенный с Ростовского городища мог принадлежать к утигурам, но не утверждают этого на 100 процентов, учитывая ограниченное количество погребений этого времени и специфику археологических источников.
«Погребенный, скорее всего, не принадлежал к высшей элите, хотя и не был бедняком, поскольку традиции не предполагали захоронение обычного человека с лошадью в конском снаряжении, с оружием и ценной посудой. Деформация черепа погребенного свидетельствует о сохранении некоторых традиций, пришедших с сармато-аланского мира. Эти элементы указывают на преемственность между различными эпохами и культурами, которые существовали на территории Нижнего Дона», — рассказал Вдовченков.
Он пояснил, что еще в первые века нашей эры сарматы принесли с Востока традицию обвязывать череп младенцам так, чтобы он приобретал вытянутую форму. Так принято было делать в определенной, весьма благополучной группе: антропологические исследования показывают, что погребенные с деформированным черепом жили дольше, чем без деформации.
«Эта традиция встречается в поселениях в степной зоне, на меотских городищах и в Танаисе и связывают ее с присутствием сарматов. В эпоху Великого переселения народов кавказские аланы и сарматы распространили эту традицию, сделав ее престижной. Это может объяснить ее использование этим погребенным», — объяснил эксперт.
Комплексное междисциплинарное исследование ученых ЮФУ позволило не только уточнить миграционные потоки в эпоху раннего Средневековья, но и дало уникальные данные о смешении культур и этнических групп в период Великого переселения народов. По мнению авторов, оно внесет важный вклад в реконструкцию этногенетической истории Юга России и позволит более точно понять, как различные народности влияли на формирование населения региона.
«Это погребение очень ярко обрисовывает специфику эпохи Великого переселения народов, переходной между сарматской эпохой (II в. до н.э. — IV в. н.э.) и временем Хазарского каганата (вторая половина
Сегодня ученые занимаются анализом поверхности костей, чтобы определить краску, использованную для савана. Первые результаты проекта опубликованы в научном журнале «Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья».