Россияне рассказали, почему они выбирают самообразование

Большинство жителей России продолжают заниматься самообразованием — об этом заявило 90% респондентов в рамках совместного исследования образовательной платформы «Нетология» и онлайн-кампуса НИУ ВШЭ.

Мадина Эбзеева
Автор ВФокусе Mail
Источник: Freepik

Согласно данным исследования, у россиян разные предпочтения относительно времени для обучения. Так, 34% опрошенных занимаются вечером, 17% отдают предпочтение выходным, а 14% учатся в течение рабочего дня. Еще 12% людей используют свободное время, которое возникает спонтанно, 9% предпочитают утренние часы, а 4% — ночные.

Эксперты отмечают изменение подхода к обучению. «Мы наблюдаем переход от тренда на непрерывное образование к точечному и осознанному обучению. Люди все чаще учатся для решения конкретных задач — например, для повышения квалификации или освоения новой профессии. Самообразование становится не просто преимуществом, а необходимой рутиной», — сказала директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова.

Основные мотивы, которые побуждают россиян к обучению, — это общее развитие (40%), освоение новой профессии (34%) и изучение иностранных языков (31%). При этом 41% респондентов начинают учиться только тогда, когда возникает конкретная задача, а 17% не представляют своей жизни без постоянного саморазвития.

«Сейчас мы видим новый вектор: люди стремятся усиливаться внутри своей сферы, выбирая короткие курсы, развитие конкретных навыков и обучение, которое легко встроить в повседневный график. Спрос перераспределяется в пользу краткосрочных программ повышения квалификации (Upskill) — они позволяют точечно повысить квалификацию без серьезных затрат времени и денег», — подчеркнул академический директор «Нетологии» Гарри Марковский.

Среди барьеров, которые мешают обучению, респонденты назвали нехватку времени (28%), финансовые ограничения (16%) и недостаток мотивации (13%). Однако 14% опрошенных уже успешно встроили обучение в свою жизнь и не испытывают трудностей.

Ранее Министерство образования и науки России прокомментировало снижение позиций ряда российских университетов в рейтинге CWUR Global 2000. В ведомстве заверили, что данный факт не свидетельствует о падении реальной конкурентоспособности вузов, а является следствием политической конъюнктуры, оказывающей влияние на западные научные журналы.