
«Подобные случаи участились из-за того, что банки стремятся реализовать собственные продукты — страховые предложения, платные подписки и иные сервисы, приносящие дополнительную прибыль. Клиенту “объясняют”, что подписание дополнительных документов является якобы обязательной процедурой, без которой невозможно решить задачу. Такое поведение некорректно, но действенно — неподготовленный человек поверит сотруднику и попадется на крючок», — объяснил он.
По словам адвоката, чтобы избежать ошибок и лишних трат, при любых сомнениях требуйте письменное подтверждение о невозможности получения услуги без приобретения дополнительных продуктов. Или запрашивайте детализацию, в которой подробно распишут, что конкретно входит в пакет и за что именно вы заплатили, где основной продукт, а где дополнительный и необязательный.
«Если банк отказывается предоставить такие сведения, можно обратиться в другую организацию или пожаловаться в Центральный банк. Адвокат отмечает, что суд, как правило, в таких вопросах остается на стороне потребителей. При доказанном факте навязанной услуги клиенты вправе отказаться от нее и вернуть себе уплаченные средства», — пояснил эксперт.
Также обратите внимание, что наиболее часто навязывание услуг фиксируется при оформлении кредитов. Банки компенсируют снижение прибыли за счет продажи сопутствующих товаров и услуг. А это значит, что важно внимательно прочитать и проверить все документы, которые вы намерены подписать.
«На момент заключения договора клиент может не заметить эти опции, но позже их стоимость ощутимо сказывается на личных финансах», — подчеркнул эксперт.
Если сотрудник банка вас торопит или оказывает давление, доказывая, что сомнительные пункты договоров и навязанные услуги важны, не бойтесь фиксировать на видео и аудио ход разговора, а затем обращаться в службу безопасности банка за разъяснениями.
«В случае когда клиент заметил навязанные услуги уже после подписания договора, но намерен от них отказаться, у него есть такое право. Согласно Федеральному закону № 353, есть период (14 дней, а в некоторых случаях и до 30 дней), когда можно отказаться от навязанных услуг, направив соответствующие документы в банк и не получив при этом штрафов», — резюмировал он.
