Россиян предупредили о рисках обострения шопоголизма осенью

Осенью повышается риск обострения шопоголизма у людей, склонных к импульсивным покупкам. Об этом рассказала заместитель директора Института клинической психологии и социальной работы Пироговского университета Екатерина Орлова.

Автор ВФокусе Mail
Источник: Shutterstock

В разговоре с Агентством городских новостей «Москва» она сообщила, что осень с характерными маркетинговыми активностями — это серьезный фактор риска для обострения компульсивного покупательского поведения. По словам психолога, этот период создает «идеальный шторм» из внутренней психологической уязвимости на фоне сезонных изменений и внешних, целенаправленно созданных условий, способствующих импульсивным тратам. Покупки становятся способом эмоциональной саморегуляции. В связи с этим имеющим склонность к ониомании (навязчивому, компульсивному желанию совершать покупки, даже если они не нужны), а также специалистам в области психического здоровья рекомендуется проявлять повышенную осознанность и проводить превентивные меры осенью.

Екатерина Орлова также рассказала, как можно избежать импульсивных покупок. Один из простых способов — отключить рекламные рассылки от магазинов и уведомления о скидках и акциях.

Также можно применить технику финансовой конкретизации. Можно попробовать перевести абстрактную сумму в корзине в конкретные жизненные эквиваленты.

«Вместо “потратить 5 тысяч рублей” мысленно произведите калькуляцию: “Эти деньги равны двум походам в кино, ужину в ресторане или трем книгам”. Такой прием делает финансовые потери более осязаемыми и помогает оценить альтернативную стоимость импульсивной траты», — пояснила Екатерина Орлова.

Также поможет откладывание покупки на 24 часа и составление списка перед походом в магазин. Если очень что-то захочется купить, задайте себе вопрос: «Какую настоящую потребность я пытаюсь удовлетворить с помощью этой покупки?». Часто ответы совершенно не связаны с покупками. Например, человек хочет снять стресс, развеять скуку, почувствовать себя значимым. Осознание истинной мотивации лишает покупку ее иллюзорной «терапевтической» ценности и открывает путь к более здоровым способам совладания с эмоциями. Это могут быть прогулка, физическая активность, хобби.

Напомним, недавно россиянам назвали семь правил успешных онлайн-покупок.