
Слишком ранний подъем
В Интернете часто пишут о том, что успешные люди рано встают. К 10−11 утра они успевают сделать множество дел. Казалось бы, стоит перенять привычки жаворонков. Однако подобный подход может, наоборот, снижать продуктивность. Если человек с трудом просыпается и потом несколько часов приходит в себя, вряд ли ранние подъемы сделают его продуктивнее. В таком случае, возможно, лучше просыпаться позже остальных, пишет «Лайфхакер».
Можно попробовать ложиться и вставать в разное время, чтобы найти для себя оптимальный режим. Это проще сделать тем, кто работает удаленно. Однако даже если рабочий день начинается в 9:00, есть выбор: просыпаться за три часа до выхода из дома или за два. В идеале — искать подходящий вариант в отпуске.
Неподходящая одежда для работы
Конечно, не обязательно работать из дома в строгом костюме или юбке-карандаше — впрочем, если это помогает, можно надеть и их. Главное — подобрать удобные вещи, которые настроят на рабочий лад.
Одежда действительно может изменить наше самоощущение. Исследователи Северо-Западного университета Эванстона в США провели любопытный эксперимент. Они предложили одной группе людей надеть белый лабораторный халат, а другой — остаться в привычных костюмах. Выяснилось, что участники в спецодежде гораздо внимательнее относились к задачам, чем те, кто был без нее. Вероятно, дело в том, что такой халат обычно ассоциируется с научными изысканиями, поэтому надевший его ощущает себя исследователем.
Покупать белый халат и надевать его в начале рабочего дня не обязательно, но, возможно, в джемпере или рубашке работать будет легче, чем в пижаме.
Если вы работаете в офисе, но в вашей компании нет дресс-кода, все равно внимательно выбирайте рабочую одежду. И не только ради того, чтобы впечатлить коллег. Главное — чувствовать себя комфортно и уверенно.
Начинать день не со своих планов, а с реакции на чужие
Есть два основных способа начать день — реактивный и проактивный. При первом человек погружается в ситуации, которые создали другие, реагирует на них. Например, едва отключив будильник, начинает читать новости в телефоне. И это может снижать продуктивность — вместо того чтобы настроиться на день и определить задачи, человек помещает себя в информационное поле, которое создали другие люди. Его собственные дела и цели отступают на второй план.
Это касается и личной переписки. Важно помнить, что письма в электронном ящике или сообщения в мессенджере — это не список дел. Это перечень приоритетов тех, с кем вы общаетесь.
Конечно, игнорировать сообщения от начальника или важный диалог в рабочем чате не стоит — возможно, нужно заняться чем-то срочным. Однако подобные ситуации обычно не случаются ежедневно.
Лучше выбирать проактивный режим. При нем вы сами определяете приоритеты на день, руководствуясь своими целями.
Браться за несколько задач сразу
Казалось бы, переключение с одного дела на другое помогает не заскучать и работать эффективнее. Однако такой подход может быть ошибочным. Исследователи выяснили, что, если человек вынужден заниматься несколькими делами и переключаться между ними, его продуктивность снижается. Это связано с тем, что переключение всегда требует времени, даже если задача человеку давно знакома. Каждый временной промежуток кажется незначительным, однако производительность может снизиться до 40%.
Игнорировать «ритуалы спокойствия»
Утром может быть много дел, но желательно избегать суеты и хаоса. Для сохранения спокойствия можно придумать короткие «ритуалы спокойствия», которые помогут замедлиться. Это может быть йога или дыхательная практика. Если времени нет, попробуйте превратить в упражнение, помогающее расслабиться, любое приятное дело. Например, откройте окно и уберите постель, представляя, что вы не просто расправляете складки на покрывале, а вместе с ними приводите в порядок свои мысли и эмоции. Можно превратить в ритуал приготовление кофе или завтрака. Даже нескольких минут может хватить, чтобы упорядочить мысли и настроиться на продуктивный день.
Если в процессе работы ощутите усталость и раздражение, стоит сделать паузу. Она поможет остановить поток мыслей и вернуть душевное равновесие.