Психолог объяснила, нужно ли ставить подросткам оценки за поведение

Оценки за поведение и субъективность критериев могут снизить самооценку подростка. Об этом рассказала кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Мария Одинцова.

Автор ВФокусе Mail
Источник: Freepik

В разговоре с Агентством городских новостей «Москва» она подчеркнула, что подростки ранимы и импульсивны из-за гормональных изменений. Оценка поведения может восприниматься в таком возрасте как ярлык, подрывающий уверенность в себе. И далеко не для каждого отметка — мотивация к исправлению. Оценка за поведение можешь лишь вызвать протест и чувство несправедливости.

«Главная проблема — субъективность. Важно показывать, что правила едины для всех (включая педагогов)», — отметила Мария Одинцова.

Негативная оценка за поведение может вызвать у подростка ощущение, что он «плохой». В итоге возникнет еще больше протестов или апатия.

Психолог подчеркнула, что для эффективной и справедливой оценки нужен осознанный, гибкий и вдумчивый подход. Нужно четкое понимание критериев оценки, умение отделять личные симпатии/антипатии от реальных поступков подростка.

Педагогу важно учитывать возрастные особенности подростков. Кроме того, стоит различать регулярные нарушения правил и разовые срывы. Также нужно использовать конструктивную критику и предлагать альтернативы наказанию. Если учитель требует уважения, а сам, например, ведет себя агрессивно или несправедливо, система оценок теряет смысл.

«Главный индикатор — готовность преподавателя понимать подростков, анализировать, а не осуждать, помогать, а не карать», — резюмировала Мария Одинцова.

Тем временем ученые выяснили, что может провоцировать расстройства пищевого поведения в этом возрасте.