
Новости, появляющиеся в СМИ о том, что в сетевых продуктовых магазинах находят какие-то нарушения, из-за чего их даже закрывают, появляются регулярно. Так, недавно много шума наделало закрытие магазинов сети «Светофор» из-за несоответствия санитарным нормам. И это в столице. Взялись проверять, что же в регионах, обнаружилось, что ситуация не лучше. Проверяющие обнаружили грызунов. Из-за чего магазины также были закрыты.
Социологи регулярно проводят опросы населения на тему удовлетворенности качеством оказываемых услуг и свежести продуктов питания в магазинах. И оказалось, что проблемой, которая волнует покупателей больше, является просрочка. Сегодня ее называют даже национальной бедой.
Так, по данным статистики, просрочка в российских продуктовых магазинах доходит до 70% оборота. И занимает свое почетное место в ТОП-3 нарушений во всех сетях. Причем далеко не всегда просроченные товары убирают с полок. И даже крупные сети этим грешат, что обнаруживается во время проверок. А бывает и так, что из просроченных продуктов состоит готовая еда — спрос на нее в последнее время сильно вырос.
Торговля продуктами с истекшим сроком годности приобрела поистине огромные масштабы после 2022 года, когда количество проверок бизнеса стало минимальным. Это стало причиной того, что количество нарушений в торговых сетях, как отмечают в Общественной потребительской инициативе, уже в начале следующего года выросло и ощутимо — в два и более раз.
Торговые сети, отмечают общественники, по данному поводу не переживают. Причем их не смущает и то, что эта статистика стала достоянием общественности. Несоблюдение сроков хранения, отсутствие маркировок, продукты непонятного происхождения — далеко не полный список нарушений. И речь не про какие-то единичные павильоны у дорог, а про крупные и известные магазины.
Сегодня государство на проблему обратило пристальное внимание. Однако классические методы борьбы тут не помогут.
Суть в том, что при сканировании марки, в которой зашита вся основная информация, в частности срок годности, помогает сразу увидеть, что продукт нельзя покупать. И такие товары автоматически блокируются на кассе. Но продукты питания с маркировкой — небольшая часть общего объема продаж. Кроме того, не станет маркировка защитой и в том случае, когда просрочку переносят на кухню магазина для приготовления готовых блюд.
Метод «запретительной кассы» работает и у маркетплейсов — с их склада автоматически не отправится товар ненадлежащего качества. При поставке же товара на склад сроки тщательно контролируются и сверяются. Цифровые платформы как посредники не хотят продавать просрочку, так как она лишь перегрузит логистику и займет место на складе, купить же ее не купят. А значит, маркетплейс останется без комиссии.
Продавцы же торговых сетей, наоборот, замотивированы продать больше. Ведь в зале супермаркета и на кассе, когда рядом много народа, не каждый будет рассматривать сроки годности и маркировки товаров. Поэтому все надежды только на государство с его мерами воздействия на продавцов, чтобы просроченных товаров оставалось все меньше и в итоге они исчезли.