Профориентация: как избежать ошибок при выборе профессии

При выборе профессии многие опираются на свои текущие возможности и интересы, но не всегда учитывают личностные особенности. Поэтому и возникают ситуации, когда работа не приносит удовлетворения или не дает возможностей для роста. Избежать ошибок при выборе профессии поможет профориентация.

Елена Орлова
Автор ВФокусе Mail
Студентка размышляет о профориентации
Источник: Freepik

Вместе с Ириной Демьяненко, профориентологом, практикующим педагогом-психологом, основателем карьерной лаборатории Career Lab и сообщества практикующих профориентологов «пП», разберемся, как правильно подходить к выбору профессии. Расскажем о целях и способах профориентации для разных возрастов и рассмотрим частые ошибки.

Что такое профориентация

Выбор профессии — неотъемлемая часть жизни человека. Перед этим решением необходимо понять, какое занятие будет приносить удовлетворение от работы. Нужно определить свои сильные стороны, потребности, ценности, интересы и склонности. Это и есть задачи профориентации. Она помогает людям понять, к какой профессии они предрасположены.

Профориентация необходима как школьникам и выпускникам, так и взрослым, желающим сменить сферу деятельности. Правильный выбор профессии позволит чувствовать себя комфортно в рабочей обстановке и достигать высоких результатов в карьере. Удовлетворенность работой дает ощущение полноценности, самореализации и психологического равновесия.

Цели профориентации для разных возрастов

На каждом жизненном этапе есть свои нюансы профориентирования. Они вытекают из возрастных особенностей и жизненных обстоятельств. Рассмотрим основные этапы.

Дети дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста на занятиях
Источник: https://ru.freepik.com/

Дошкольный возраст — первичный этап подготовки детей к определению предрасположенности к определенному виду деятельности. Хотя основной выбор ребенок делает в старшем возрасте, но знакомить его с миром профессий необходимо еще до школы. В этот период перед взрослыми стоят две основные задачи.

— В возрасте 3,5—5 лет очень важно знакомить ребенка с профессиями, которые ему понятны. Например, воспитатель, врач, продавец, повар. То есть это представители профессий, с которыми ребенок взаимодействует в жизни, видит их или знает об их труде по книжкам, — рассказывает наш эксперт Ирина Демьяненко.

Это самый первый уровень знакомства с профессиями и работа с ребенком, которую важно затем продолжать. Взрослея, дети начинают детализировать мир все интенсивнее, спектр труда, с которым его можно знакомить, становится все шире и шире. В этот период нужно просто следить за своевременностью — вовремя улавливать, что ребенку теперь известны новые профессии, и рассказывать о них подробнее.

— Есть еще один важный профориентационный момент в возрасте 3—5 лет — это выполнение ритуалов труда. И очень важно вписать их в регулярную жизнь ребенка. Он может ухаживать за растениями, кормить домашних питомцев, посильно помогать в уборке. Сначала мы знакомимся с ритуалами труда, выполняем их совместно и потом администрируем малышу, чтобы он этим занимался самостоятельно. Это должно быть частью его жизни, а не каким-то особым событием, — объясняет Ирина Демьяненко.

Примерно в 5 лет наступает возраст осознанных осмысленных «почемучек». Ребенку многое интересно, и он постоянно задает вопросы. Этот этап важен для профориентации, а также для формирования и закрепления трудолюбия. Если до этого ребенок только знакомился с ритуалами, то в этот момент ему уже начинает нравиться трудиться.

— И здесь очень важно закладывать фундамент для построения такой взаимосвязанной картины мира. Кто это делает, какой результат труда здесь получается? За что этот человек отвечает? И формировать в ребенке вот это желание трудиться и получать результат — это задача дошкольной профориентации, — дополняет наш эксперт.

Школьники начальных классов

В начальной школе дети посещают кружки, концерты, спектакли. В мире ребенка появляется новый спектр профессий, с которыми можно его знакомить. Младший школьник уже способен примерять на себя различные виды деятельности и представлять, хотел ли бы он быть специалистом в той или иной сфере.

— Формируется мечта, которую дети будут проверять дальше, пробуя себя в различных кружках, секциях. В идеале до 10—12 лет необходимо определить то занятие, которому ребенок захочет добровольно отдавать свое свободное время. Поэтому важно многое попробовать и дать ему возможность выбора, — объясняет Ирина Демьяненко.

В период начальной школы ребенок уже отличает труд от работы. Например, помощь по дому — это труд, а выполнение обязанностей, ответственность за проделанную работу — это уже нечто другое.

Также младшие школьники уже могут понимать взаимосвязь профессий. Для развития этого навыка Ирина Демьяненко советует использовать упражнение с предметами из повседневной жизни:

— Можно, например, взять ручку и спросить ребенка: «Как ты думаешь, сколько людей и сколько профессий над этой ручкой потрудились?». Далее можно порассуждать о том, кто работал над тем, чтобы ручка приобрела именно такой вид. В итоге с помощью наводящих вопросов взрослого школьник сможет составить список профессий, представители которых занимались созданием ручки, например:

  • дизайнер, который создал ее образ;
  • специалист, который программировал оборудование для отлива из пластика корпуса ручки;
  • наладчик, который это оборудование наладил;
  • сборщик, который собрал стержень, пружину и корпус ручки;
  • упаковщик, который укладывал готовые изделия в тару;
  • логист, который решал, куда и как эта ручка поедет.

Таким образом, ребенок уже понимает, что создание любого продукта — это совместный труд. И формирование этого понимания — одна из задач в сфере профориентации.

— К концу начальной школы учащиеся могут за счет проявления своих сильных качеств становиться успешным в каком-то из направлений дополнительного образования. Это могут быть спорт, музыка, или какие-то олимпиадные движения, где интеллектуальные способности ребенка находят реализацию. И уже есть понимание, к какому занятию он дальше сможет перейти более углубленно.

В средних классах у подростков активно формируется готовность к выбору профессии. В это время он должен научиться выстраивать свои границы, идентифицировать себя, управлять временем, доводить начатое до конца. Также учащиеся тренируют способность налаживать отношения с людьми. Это приоритетные задачи для возраста 10—14 лет.

Старшеклассники

Подросток проходит профориентацию онлайн
Источник: Freepik

К старшим классам подростки уже опробовали как работают их сильные качества, поняли себя и свои интересы. И на основании этого опыта можно определять, какие направления профессиональной реализации будут им интересны. В идеале профилирование происходит в 9-м классе, но так бывает не всегда.

— Еще лет 10 назад мы бы с вами говорили про выбор профессии. Сейчас, с появлением новых технологий, смена направлений деятельности ускоряется: одни профессии приходят, другие — уходят. Поэтому специалисты советуют переформулировать задачу профориентации на этом этапе: сократить горизонт, на который мы смотрим вдаль, — объясняет Ирина Демьяненко. — Зачастую в 9-м классе перед школьниками стоит выбор профиля. Начинается деление на физико-математические, социально-экономические и другие направления. И это первая профориентационная задача, которую нам приходится решать в этом возрасте.

По словам эксперта, с одной стороны это дает возможность детям, определившим свои сильные стороны, побыстрее оказаться в профессиональных пробах. Но есть и те, кто еще не нащупал свое направление и только проходит этот путь, а их уже подводят к тому, что они должны выбрать какое-то профилирование.

— Мы, профориентологи, против раннего профилирования, потому что дети очень по-разному решают эту задачу. Но те, кто шел своевременно, уже могут в этом возрасте выбирать то направление класса, которое им интересно, и еще глубже знакомиться с профессиями, свойственных профилю. Они могут сравнить близкие по функционалу специальности, подходящие им с сохранением вектора заинтересованности. Здесь уже наша задача углубляться в те направления, которые интересны конкретному подростку.

Взрослые

Специалисты традиционно называют помощь взрослым в выборе профессии не профориентацией, а карьерным консультированием. Наш эксперт выделяет четыре основных причины, по которым взрослые люди задумываются о смене направления деятельности и обращаются к специалистам.

  • Изначально выбор профессии был сделан не самостоятельно. Возможно, это было желание родителей. Или просто в юном возрасте человек не готов был брать на себя ответственность.

— Иногда только к 25—30 годам люди понимают, что только сейчас они готовы к выбору профессии, а до этого они приняли компромиссное решение, — объясняет Ирина Демьяненко.

  • Неправильный выбор профессии. Речь о ситуациях, когда человек попробовал себя в выбранном им профессиональном направлении. Но по прошествии времени понял, что в реальности эта деятельность совсем не такая, какой он себе ее представлял.

— Тогда мы начинаем уточнять выбор клиента в соответствии с его профилем. Возможно, это та же функция, но в другой отрасли. Или, например, он выбрал то, что ему нравится, но ему не везло с местами работы, где он мог бы себя реализовать. Здесь важно сделать несколько уточнений, потому что чем больше человек о себе понял, тем более точным и осознанным будет его новый выбор, — говорит эксперт.

  • Выгорание. Специалистам с такой проблемой нравится дело, которым они занимаются, и они очень много отдают себя ему.

— Такие люди мало отдыхают и банально выгорают от любимого дела. В итоге они приходят к тому, что не хотят заниматься тем, что делали до этого. Это очень частая причина обращения взрослых к профориентологам. Однако в 70% процентах таких случаев человеку достаточно просто хорошо отдохнуть, наладить режим работы и отдыха. И вопрос «в том ли деле я нахожусь» отпадает сам собой.

  • Возрастные кризисы. В эти периоды могут происходить такие изменения, как переоценка ценностей. То, что было ранее очень важным, перестает быть таковым, и наоборот.

— Любое изменение в ценностной шкале человека приводит к изменению смыслов, ради которых он осуществляет свою деятельность. А если они изменились, то и работу зачастую нужно тоже поменять в соответствии с теми смыслами, с которыми человек живет дальше.

Ирина Демьяненко называет основной задачей профориентации взрослых — определение направления профессионального развития:

— Человек должен понять, где бы он хотел дальше развиваться, как ему начать это делать и что будет показателем того, что он эффективно в этой области развивается. Это комплексный процесс: нужно приобрести новые навыки и определить критерии, по которым мы будем определять, что смена деятельности прошла успешно.

Способы пройти профориентацию

Выпускники на профориентации
Источник: Freepik

Собрали самые распространенные способы, которые помогут выбрать направление деятельности.

Бесплатные онлайн-тесты

Профориентационных тестов, в том числе бесплатных, в интернет-пространстве представлено множество. Перечислим те, которые популярны в течение уже многих лет:

  • Тест Голланда. Пользуется популярностью во всем мире. Американский профессор Джон Голланд на основе ценностных ориентаций и интересов человека выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности. Тест подходит для школьников, выпускников и взрослых людей.
  • «Якоря карьеры». Профориентационный тест от одного из основателей современной организационной психологии Эдгара Шейна. По мнению ученого, поведение человека и его отношение к работе определяется большим количеством ценностей и установок, названных автором якорями. Тест подойдет для школьников, выпускников и студентов.
  • «Карта интересов». Опросник, разработанный А. Голомштоком — советским педагогом и автором книг по профориентационной работе. Тест ориентирован на 29 направлений профессиональной деятельности и ранжирует их по степени выраженности. Предназначен для изучения интересов и склонностей учащихся старших классов в различных сферах деятельности.
  • «Диагностика социально-психологических установок личности». Опросник от доктора психологических наук О. Потемкиной. Методика позволяет выявить информацию о сотрудниках по таким направлениям, как склонности к профессии и степень мотивации.

Центры занятости и профориентации

Следует разграничивать эти центры по профилю деятельности.

— В центрах профориентации можно пройти диагностические тестирования, помогающие определить спектр направлений, в которых можно двигаться. А в центре занятости есть заказчик, финансирующий его существование. В таких учреждениях всегда предлагают те вакансии, которые у них есть. Соответственно, профиль, полученный человеком в результате диагностики, всегда будет применяться к той потребности в работниках, которая есть у этого центра, — объясняет Ирина Демьяненко.

Уроки и мероприятия в школах

Такие мероприятия направлены прежде всего на расширение кругозора и представления о мире профессий, отраслей. Это важно, так как без достаточной информированности ребенку будет сложно двигаться в сторону какого-то выбора.

  • Классные часы. Необходимая часть профориентационной работы со школьниками.

— Я всегда призываю классных руководителей знакомить детей с представителями разных профессий. Необходимо учить ребят говорить со специалистами из разных сфер: задавать правильные вопросы, интерпретировать ответы. Это позволяет школьнику примерять на себя различные профессии, — рассказывает Ирина Демьяненко.

  • Проектная деятельность. Подготовка школьниками различных презентаций и проектов развивает умение соединять задачи с навыками, которые нужны в разных профессиях.
  • Экскурсии на различные производственные объекты. Это могут быть фабрики шоколада, елочных игрушек, мороженого. Дети на простых и очень понятных им предметах, начинают понимать, как эти вещи или продукты приходят в нашу жизнь.

— Для старшеклассников такой вид профориентационной деятельности уже не работает. Например, не всем будет интересно узнать про производство труб. Это актуально только для профилированных классов, — уточняет Ирина Демьяненко.

  • Занятия по профориентации. По мнению эксперта, такие уроки наиболее эффективны, когда численность в группе не больше 15 человек

— Только тогда есть возможность вести диалог, обсуждать, рассматривать профессиональные направления со всех сторон. Иначе мы будем охватывать только какой-то спектр класса, а остальным это будет неинтересно, — объясняет эксперт.

Ирина Демьяненко также добавляет, что в идеале такие занятия должен вести профессиональный профориентолог или психолог со знаниями техник профориентации и особенностей подростковой психологии:

— Вовлечение подростков в тему выбора профессии — это отдельный навык педагогической работы. Необходимо уметь вести интерактивный диалог с подростком. Но формат школы, к сожалению, не предусматривает таких форм работы. Это невозможно сделать хорошо за 40 минут в классе из 30 человек.

Профориентологи и карьерные консультанты

Собеседование с карьерным консультанотом
Источник: Freepik

Эти специалисты работают как в организациях (например, в тех же центрах профориентации), так и частным образом. Их задача — помочь человеку выбрать направление, профессию, которые максимально ему подходят. Это эффективный способ профориентации. Главное, выбрать специалиста, подходящего именно вам.

— Есть профориентологи, которые приходят из педагогики, и есть те, кто приходит из психологии. Также бывают специалисты из сферы подбора персонала, понимающие, как работодатель смотрит на кандидатов. При выборе консультанта стоит отталкиваться от ведущей задачи, которую вы хотите решить. Например, если вас тормозят психологические моменты, лучше обращаться к специалисту с образованием и опытом работы в сфере психологии, — рассказывает Ирина Демьяненко.

Эксперт указывает на еще одно подтверждение эффективности работы с профориентологами:

— В нашей практике бывают случаи, когда родители, не имеющие успешного опыта выбора профессии, обращаются к профориентологам, чтобы их дети получили другой результат, нежели они сами. И когда мамы и папы видят горящие глаза детей, они уже сами приходят как клиенты. Это лучший показатель того, что наша работа действительно помогает.

Летние лагеря

Специалисты считают пребывание детей в лагерях очень полезным с точки зрения профориентации.

— Я очень рекомендую посещение лагеря летом. Это позволяет погружаться в профориентационные смены и пробовать себя в разных профессиях. В решении задач, которые приносят пользу обществу, лагерный ребенок всегда лучше ориентируется в том, где ему может быть интересно, чем тот, который лагеря не посещал. Со второй категорией ребят приходится решать профориентационные задачи дольше, — рассказывает Ирина Демьяненко.

Нейродиагностика

— Сейчас технологии развиваются, и мы уже можем использовать нейродиагностику для профориентации. Работает она за счет считывания сигналов мозга в процессе разных видов деятельности. Результаты такой диагностики позволяют понимать, в решении каких задач мозгу комфортнее всего. Это некий независимый замер наших способностей, — объясняет эксперт.

Как использовать результаты профориентации

Это будет зависеть от способа профориентации. По словам нашего эксперта, ни один из методов не стоит сбрасывать со счетов. Но лучше придерживаться рекомендаций по использованию результатов диагностики.

  • Результаты профориентационных онлайн-тестов. Это хороший инструмент, но в правильных руках. По мнению специалистов, люди не всегда понимают, что с этими тестами делать. Кроме того, опросники выдают результаты по пониманию человека себя на текущий момент. Но впоследствии отношение тестируемого к чему-либо может измениться. И результаты будут уже другими.

— Мы не рекомендуем пользоваться бесплатными онлайн-тестами, которые человек сам себе выписывает. Это своего рода самолечение, и оно может не дать желаемого результата. Профориентологи, конечно, используют в своей работе опросники, но они знают методику, по которой результаты тестов интерпретируются. Знают, какие тесты действительно работают и какие из них использовать нельзя — например, потому что они недостоверные или морально устарели. Но в возрасте 10—14 лет тесты могут помочь подросткам поизучать себя. И в этом они могут быть полезны, — объясняет Ирина Демьяненко.

  • Консультирование у профориентолога или карьерного консультанта. Чтобы этот метод сработал эффективно, недостаточно одной встречи. Нужна комплексная работа. А в случае с подростком также необходимо работать и с семьей.

— Я не рекомендую решать профориентационную задачу за одну консультацию. Ее нужно касаться во времени несколько раз и смотреть, как в человеке формируется процесс выбора, какие барьеры он встречает, какие сложности у него возникают. То есть профориентационная задача решается параллельно с теми психологическими моментами, которые человека блокируют и мешают сделать выбор, — поясняет наш эксперт.

  • Результаты диагностики в профориентационных центрах. В подобных учреждениях зачастую взаимодействие заканчивается на этапе диагностики. Но этого недостаточно.

— Центры профориентации показывают возможности, но дальше они чаще всего не сопровождают. Чтобы начать делать первые новые шаги в выборе профессии, человеку нужны паузы между встречами. Они работают на то, чтобы он двигался осознанно, делал выводы и корректировал свое движение. Так он успевает присвоить себе все результаты проделанной работы и опирается на них, начиная свою карьерную траекторию.

Частые ошибки при выборе профессии

Девушка огорчена выбором профессии
Источник: Freepik

По словам Ирины Демьяненко, список ошибок при выборе профессий — довольно постоянный и обычно включает в себя типичные просчеты. Эксперт выделила семь наиболее часто встречающихся причин, по которым люди могли неправильно определиться с направлением профессиональной деятельности.

  • Выбор престижных и популярных на текущий момент профессий. То есть подросток выбирает ту или иную специальность не в соответствии со своими особенностями и возможностями, а потому, что это сейчас модно и престижно.

— Может казаться, что востребованное сейчас — будет востребовано и потом. Но это не факт. От периода обучения до выхода на активный рынок труда может пройти 5—10 лет. За это время может многое поменяться. Выбор профессии должен подтверждаться внутренними способностями, интересами, предпочтениями и сверяться с тем, какие тренды создают дефициты на рынке труда и новые профессии, — рассказывает Ирина Демьяненко.

  • Выбор высокооплачиваемых профессий. Причина возможной неудачи здесь также кроется в заблуждениях и недостаточной информированности подростков. Например, среди высокооплачиваемых профессий есть одинаковые названия, но с разными зарплатами.

— Одна и та же профессия может приносить как высокий, так и невысокий доход. Все зависит от набора компетенций и личных качеств, которыми обладает конкретный человек. Кроме того, нужно быть готовым инвестировать много времени в свою профессию, чтобы стать высокооплачиваемым специалистом. Если ребенок к себе это не примерил, от себя не оттолкнулся, то много времени он в профессии не проведет, — утверждает эксперт.

  • Ориентир на человека, который вызывает симпатию. В таких случаях может казаться, что профессия будет также прекрасна и для вас. Важно уберечь себя от переноса с личности на профессию.
  • Выбор профессии по минимуму трудностей в обучении. То есть ближайший барьер в обучении человек будто бы перекладывает на успех реализации в профессии.

— В будущем это совершенно несоотносимые понятия. И если мы хорошо понимаем смыслы деятельности, к которой идем, то тогда барьеры с точки зрения обучения уже не кажутся такими большими. Это тоже проверка на истинность выбора, — говорит Ирина Демьяненко.

  • Непонимание себя. Эксперты считают это самой большой ошибкой при выборе профессии.

— Человек делает выбор по любым критериям, но из точки, когда он о себе мало что знает и понимает. Если мы не уделяем этому внимание, то делаем самую большую ошибку, — объясняет специалист.

  • Не свой выбор. Человек не всегда готов выбирать профессию, поэтому делегирует это другим — например, родителям.

— Происхождение этой ошибки — в переоценки значимости выбора профессии. Мы его должны сделать на всю жизнь, и это слишком большая и порой непосильная ноша. Нам, профориентологам, часто приходится работать с тем, чтобы обозначить право ошибиться. Не так важен выбор, как важна способность справляться с последствиями. В последнее время нам часто приходится снижать значимость профессионального самоопределения, потому что она очень переоценена родителями. Ребенок в стрессе просто отказывается делать выбор. Чтобы этот барьер перешагнуть, нам приходится объяснять, что право на ошибку у подростка есть. И место для корректировки — тоже, — поделилась Ирина Демьяненко.

  • Выбор за компанию. Не самая частая ошибка, но она имеет место быть. Цена этого — просто нахождение рядом с друзьями.

— Практика показывает, что профессиональные круги соответствуют тому, как быстро мы найдем своих людей. Дружить нам никто не запрещает, но необходимо создавать новые пучки интереса с людьми, которые близки нам по любви к делу. Но мы лишаем себя этой возможности, если решаем просто продолжать дружбу в ущерб верному выбору, — резюмирует наш эксперт.

Мнение эксперта

Мужчина, правильно выбравший профессию
Источник: Freepik.com

Ирина Демьяненко дает несколько полезных советов по выбору профориентолога.

  • Одной встречи со специалистом, как правило, недостаточно

— Если профориентолог говорит, что за одну сессию поможет с выбором профессии, я бы, честно говоря, не доверяла такому предложению. Такие люди есть у нас на рынке профориентации, но их немного. И стоимость услуг таких специалистов — высокая. Осознанный выбор профессии сопряжен с несколькими инструментами, которыми профессионал сканирует то, как человек воспринимает, какие решения он принимает. Это требует нескольких встреч и перерывов между ними.

  • Необходимо ориентироваться на опыт профориентолога

— Очень важна насмотренность профориентолога. Есть специалисты с опытом подбора персонала и работы, связанной с формированием кадрового резерва компаний. У них хорошо развит этот навык и понимание того, как набор качеств, который есть в человеке, может быть реализован в каком-то деле. Вот на таких специалистов я бы рекомендовала смотреть в первую очередь.

Главное о профориентации

Подводя итог, перечислим основные моменты, затронутые в статье.

1. Профориентация помогает людям понять, к какой профессии они предрасположены. Она необходима как школьникам и выпускникам, так и взрослым, желающим сменить сферу деятельности.

2. На каждом жизненном этапе есть свои нюансы профориентирования, которые вытекают из возрастных особенностей и жизненных обстоятельств.

3. Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с понятными им профессиями, а также приучать их к труду.

4. В начальной школе дети продолжают знакомиться с профессиями и начинают понимать их взаимосвязь.

5. В старших классах профориентация, как правило, начинается с выбора профиля класса. Если ребенок последовательно прошел все этапы ранее, то он уже готов определиться с направлением деятельности.

6. Среди самых частых причин обращения взрослых к профориентологу: выбор профессии был сделан не самостоятельно или неправильно; выгорание; возрастные кризисы.

7. Основные способы пройти профориентацию: онлайн-тесты, консультирование в центрах занятости и профориентации, уроки и мероприятия в школах, работа с профориентологами и карьерными консультантами, посещение детьми лагерей, нейродиагностика.

8. Результаты профориентации нужно уметь правильно трактовать. Специалисты не рекомендуют пытаться делать это самостоятельно.

9. Частые ошибки при выборе профессии: ориентир на престижность, высокую зарплату или человека, который вызывает симпатию; не свой выбор; непонимание себя, выбор за компанию.

10. При выборе профориентолога следует обращать внимание на его опыт, а также учитывать, что одной консультации для эффективной работы будет недостаточно.

Эксперт: Ирина Демьяненко, профориентолог, практикующий педагог-психолог, основатель карьерной лаборатории Career Lab и сообщества практикующих профориентологов «пП»