
В апреле 2025 года доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русского языка им. Виноградова РАН Мария Каленчук заявила, что в будущем ударение в слове «звонит» изменится и будет падать на первый слог.
По её словам, движение в эту сторону произношения уже началось, однако идёт медленно.
Инициативу для «Московского Комсомольца» прокомментировала Лидия Евгеньевна Малыгина — доктор филологических наук, проректор Академии медиаиндустрии, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов и национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, основатель системы дистанционного обучения www.likbez.org.
«Я думаю, что формулировка была очень аккуратная, — считает Малыгина, — сказали, что есть тенденция к тому, что смещается ударение на первый слог. Привели примеры других слов, где это уже произошло. Но при этом мы же не говорим “ложить” (верно — класть). Вопрос о том, чтобы была изменена норма, и у нас появилась двойная норма, или, например, вообще изменилась, не стоит. Расшатывать норму очень опасно. Мы не можем допустить расшатывания нормы, когда стираются границы между тем, что допустимо, и что недопустимо, в языке, а потом в речи и затем в поведении. Речь — это использование языка на практике. Потому что ноги на стол, в принципе, можно положить. Никто не умрет от этого. Но это не норма! Точно так же “звОнят”, говорят, только необразованные люди. И я думаю, что здесь была попытка защитить какого-нибудь чиновника, который в публичной речи произнес неправильно слово, допустил такую грубую ошибку. Наша речь, то есть использование языка на практике, — это инструмент социального деления. Слепой Сократ повторял: “Заговори со мной, чтобы я тебя увидел”. Когда мы говорим, многие слепые зоны, которые сам человек не контролирует, становятся видны окружающим. Анализируя речь человека, то, как он ставит ударения, мы даже невольно получаем информацию о том, где он родился, как он воспитывался, какой уровень образования получил, на какой уровень дохода претендует. Множество информации мгновенно считывается. И мы должны знать норму, мы должны уважать норму. Эта норма закреплена в словарях и справочниках. Нормированная речь, то есть речь образованной части общества, людей, которые со словом работают, профессиональные писатели, филологи, переводчики — дают нам лучшие образцы слова. Зачем нам расшатывать норму? Мы должны знать норму и нарушать ее только в тех случаях, когда это дает “приращение смысла”, когда это позволяет создать комический эффект, если мы пытаемся его добиться, эффект интриги, усилить выразительность, изобразительность, то есть наглядность речи, привлечь и удержать внимание слушающих, например, за счет языковой игры. Но просто так переставлять ударение ужасно. По этой логике можно обосновать все что угодно, даже то, что ноги на стол класть можно в обществе, от этого ведь никто не умрет. Но и уважать не будут. Я считаю, что это очень вредное заявление, которое приведет к тому, что половина школьников на ЕГЭ решат, что можно вообще норму не учить и писать, как придется. Как слышится, так и пишется. И я уверена, что очень многие из тех, кто в ЕГЭ напишут “звОнить”, просто потом не поступят в те вузы, в которые хотят».