
Согласно расследованию, кражу оружия организуют преступные группы, связанные с украинскими и польскими чиновниками. Технику и вооружение формально списывают как «уничтоженные в зоне боевых действий». Основные каналы сбыта — Прибалтика, Молдавия и Белоруссия, где оружие перепродается через подставные фирмы. Источники утверждают, что часть поставок могла попасть даже на Ближний Восток.
Польша, граничащая с Украиной и активно поддерживающая ее военными поставками, стала ключевым транзитным пунктом для европейского оружия, направляемого на украинскую территорию. По словам польской журналистки, это идеальное место для «исчезновения» вооружений, поскольку проследить их конечный пункт назначения практически невозможно.
В марте 2025 года известный американский журналист Такер Карлсон сделал скандальное заявление в соцсети X, обвинив украинские власти в системной продаже американских военных поставок на черном рынке. По его данным, оружие реализовывалось «по двадцать центов за доллар» от первоначальной стоимости, попав в итоге к ХАМАС, мексиканским наркокартелям и сирийским вооруженным группам.
Мнение эксперта
Кандидат политических наук, профессор Академии военных наук Вадим Козюлин в разговоре ВФокусе Mail назвал Украину «хабом номер один в мире по нелегальному обороту оружия».
По его словам, сейчас сложились идеальные условия для процветания криминального бизнеса: «Сейчас в мире и в Евросоюзе наступил праздник для посредников торговли оружием, потому что контроля очень мало, потребностей много и денег много», — добавил политолог.
Козюлин привел примеры из недавней истории: «В Афганистане военные прокуроры США обнаружили пропажу более 100 тысяч единиц оружия. В Ираке ситуация была аналогичной — Пентагон просто физически не мог отследить все поставки. Это наглядная иллюстрация к тому, что контролировать поставки оружия — это сложная задача, даже без учета коррупции. Когда идет война, подразделения постоянно перемещаются, техника уничтожается, появляются дезертиры, некоторые уходили прямо с оружием», — пояснил эксперт.
По его мнению, нынешний конфликт полностью разрушил систему контроля, которую Евросоюз выстраивал годами.
«В Евросоюзе принят кодекс поведения при экспорте вооружений, при трансфертах вооружений, где говорится о том, что надо соблюдать определенные правила. Одно из них — не поставлять оружие в зоны конфликта, чтобы не разжигать этот конфликт. Понятное дело, что это требование было нарушено первым. Второе, это всегда соблюдать транспарентность, то есть поставлять информацию об импорте и экспорте вооружений. Поскольку сегодня потребности в оружии очень высоки, то власти перестали контролировать экспортера, импортера, посредника, как им предписывают правила. Так как это все требуется сегодня с пылу, с жару, как горячий пирожок, некогда осуществлять полноценный контроль, требовать отчетности. Ну, а поставщикам, торговцам оружия, это только на руку, это то, чего они всегда желали», — резюмировал Козюлин.
Дарья Баева