Политолог: у Макрона есть три пути спасения от политического краха

Политический кризис во Франции достиг критической точки после отставки премьер-министра Себастьена Лекорню, занимавшего этот пост рекордно короткое время — всего 27 дней. О возможных путях разрешения кризиса ВФокусе Mail рассказал руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский.

Дарья Баева
Автор ВФокусе Mail
Источник: Reuters

Три варианта

Политический кризис во Франции, ставший следствием неудачных досрочных парламентских выборов 2024 года, продолжает углубляться. Раздробленный парламент заблокировал ключевые правительственные инициативы, включая бюджет на 2026 год, что привело к отставке премьер-министра Себастьена Лекорню и массовым акциям протеста по всей стране. Теперь перед президентом Эмманюэлем Макроном стоит дилемма: либо найти компромисс с оппозицией, либо предпринять радикальные шаги, способные изменить политический ландшафт страны.

Согласно конституционным нормам, в течение двух недель должен быть утвержден государственный бюджет на следующий год, так как страна не может функционировать без принятого бюджета. В связи с этим Макрон поручил уже ушедшему в отставку премьер-министру организовать срочные переговоры с лидерами всех парламентских фракций. Этот маневр демонстрирует как остроту кризиса, так и ограниченность доступных президенту инструментов для его разрешения.

Роспуск парламента

Наиболее вероятным вариантом считается роспуск Национального собрания и назначение досрочных выборов. После летних выборов 2024 года парламент остается раздробленным, ни одна политическая сила не имеет устойчивого большинства. Согласно опросу Odoxa от 6 октября, 60% французов поддерживают эту меру.

Проблема заключается в том, что досрочные выборы могут усилить позиции правых сил. Опрос OpinionWay показывает, что если бы голосование проходило в ближайшее время, то победила бы лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен.

При этом ближайшие соратники президента — Яэль Браун-Пиве и Габриэль Атталь — выступают против роспуска парламента.

Досрочные выборы

Бывший премьер-министр Эдуар Филипп призывает Макрона последовать примеру Шарля де Голля и объявить досрочные президентские выборы после утверждения бюджета на 2026 год.

«Сам де Голль после массовых демонстраций в мае 1968 года, выиграв парламентские выборы, назначил референдум по изменению Конституции и, проиграв, ушел в отставку», — провел исторические параллели руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский в разговоре с ВФокусе Mail. По словам эксперта, положение у Макрона «безвыходное».

Рейтинг доверия президенту не превышает 20−25% — это самый низкий показатель за почти 7 лет его пребывания у власти. При этом, как подчеркивает Рубинский, «резервного возможного нового большинства в нижней палате нет, что делает перспективы успеха на выборах весьма призрачными».

Отставка президента

Хотя 70% французов, по данным Odoxa, требуют отставки Макрона, этот сценарий остается наименее вероятным. Конституция Пятой республики не предусматривает импичмент без доказательств государственной измены или недееспособности президента. Бюро Национального собрания Франции отклонило ходатайство об импичменте президента, признав его «неприемлемым». Решение было принято большинством голосов: за рассмотрение ходатайства высказались лишь пять членов бюро, в то время как десять проголосовали против.

«Макрон исключает добровольный уход и планирует досидеть до мая 2027 года, когда официально кончается срок его пятилетнего президентского срока. Жан-Люк Меланшон, поддерживающий массовые протесты, не имеет конституционных механизмов для принуждения президента к отставке», — пояснил Рубинский.

По его словам, добровольная отставка запустила бы процедуру президентских выборов через 20−35 дней, но в текущей ситуации это выглядит маловероятным.

«Я думаю, что у него больших надежд в этом отношении быть не может. Но уйти достойно — это последнее, что ему остается», — подчеркнул политолог.

Узнать больше по теме
Референдум: когда решает народ
Референдум — это способ напрямую повлиять на важные государственные решения, не дожидаясь мнения парламента или чиновников.
Читать дальше