
Экономический шантаж
В очередном приступе протекционизма Вашингтон обещал ввести целый ряд новых пошлин для 22 стран, если они не смогут достичь торговых соглашений с США к 1 августа 2025 года.
По словам политолога Юрия Светова, нынешняя стратегия президента США Дональда Трампа заключается в запугивании с последующим торгом. «Он сначала угрожает заоблачными пошлинами в 100−200%, затем откладывает сроки и снижает ставки, добиваясь, например, 30% тарифов вместо 100%. Это его стиль — пугать, чтобы вынудить страны пойти на уступки», — отметил эксперт в разговоре с ВФокусе.
Однако такая тактика дает обратный эффект. Угроза введения 10%-ных пошлин на страны БРИКС, дополненная индивидуальными ограничениями для Индии, Южной Африки и Бразилии, вынуждает эти экономики искать альтернативные рынки сбыта. И главным бенефициаром этого процесса становится именно Китай.
«России уже нечего бояться. Последние годы наша торговля с США мизерна. К тому же американцы все время делают исключения для себя, отступая от санкций, чтобы покупать товары, которые им нужны. Это касается в том числе редких металлов, урана, титана. Поэтому здесь надо смотреть, в чем будет конкретика», — заключил политолог.
Но для других стран БРИКС ситуация иная. Китай и Индия, имеющие значительные объемы торговли с США, сталкиваются с серьезными вызовами. В Южной Африке от высоких пошлин может пострадать горнодобывающий сектор, поскольку 25% экспорта платины ориентировано на США, а также сельское хозяйство. Бразилии придется что-то делать с 20%-ной зависимостью экспорта сои от американского рынка.
Парадокс заключается в том, что все эти страны уже находят решение — в лице КНР. Бразилия, например, активизирует переориентацию поставок на Китай, который уже поглощает 60% ее соевого экспорта. Эти меры подталкивают страны к углублению торговых связей внутри БРИКС, что в долгосрочной перспективе только усиливает позиции Пекина.

Риск раскола
По мнению политолога Светова, когда Трамп говорит про «антиамериканскую политику» БРИКС, надо понимать что речь идет о том, что многие из стран этого объединения зарабатывают на Америке. Президент США хочет изменить ситуацию, то есть сделать так, чтобы Америка зарабатывала на них.
Некоторые страны, такие как Бразилия или ОАЭ, могут пойти на компромиссы, чтобы сохранить доступ к американскому рынку. Но даже в этом случае Китай останется в выигрыше, поскольку получит возможность предложить своим партнерам более выгодные условия сотрудничества. Пекин уже заявил о возможном ограничении поставок критически важных товаров в США, что может стать рычагом давления. В то же время повышение пошлин ударит и по американским потребителям и компаниям, зависящим от импорта из стран БРИКС.
«Это может заставить США смягчить риторику, как уже бывало в торговых войнах с Китаем и Индией. Итог будет зависеть от того, насколько страны БРИКС смогут скоординировать свои действия и противостоять давлению», — подытожил Светов.

В объятиях Китая
Американские аналитики признают, что тарифная политика Трампа работает на Китай. Кларк Паккард из Института Катона отмечает, что наиболее пострадавшим регионом от торговой войны станет Юго-Восточная Азия. 25%-ные пошлины получат даже ближайшие Вашингтона союзники — Япония и Южная Корея. Для ключевых членов АСЕАН предусмотрены еще более высокие барьеры: 36% для Камбоджи, 25% — Малайзии, 32% — Индонезии, 40% — Лаоса и 36% — Таиланда. Белый дом предупредил, что при сопротивлении тарифы будут повышены дополнительно.
Администрация Трампа игнорирует факт, что Китай недавно заключил соглашения о свободной торговле с этими странами в рамках Всестороннего регионального экономического партнерства. Пока США угрожают, Китай предлагает доступ к своему рынку, занимающему второе место в мире по размеру. Растущий американский протекционизм с 2017 года уже подтолкнул Индонезию, Малайзию и Таиланд к сближению с Китаем.
Хотя Трамп говорит о принципе взаимности во внешней торговле, это неправда. Южной Корее обещано 25% при том, что пошлина на американские товары в Сеуле — всего 0,79%. Япония совершила семь поездок в Вашингтон для переговоров, но тарифы для нее только подняли.
«Вместо разумной политики, укрепляющей связи с союзниками, администрация Трампа выбрала балансирование на грани торговых войн. Ущерб, который понесёт Америка, скорее всего, обернется выгодой для Китая», — резюмирует Кларк Паккард из Института Катона.
Дарья Баева
