
О новой мере недавно рассказал начальник ГУ МВД России по Ростовской области Александр Речицкий в разговоре с РИА «Новости».
«В последнее время мы ввели в практику: за стойкую антикоррупционную позицию мы возвращаем сотрудникам полиции денежные средства, которые были предложены взяткодателями в период совершения противоправных действий. Подчеркиваю, каждая предлагаемая сумма в соответствии с моим приказом возвращается сотруднику в том объеме, который предлагал взяткодатель», — пояснил Речицкий.
Против тех, кто предлагал взятку, возбуждается уголовное дело. По словам Речицкого, за последние два месяца таких дел было более 25.
Эксперты неоднозначно оценили новые антикоррупционные меры, принятые в Ростовской области. Руководитель Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией Виталий Бородин одобрил компенсацию по двум причинам. Во-первых, он отметил, что правоохранители из регионов не так много зарабатывают, указав, что их «зарплаты практически не соответствуют требованиям к ним».
«Надо стимулировать сотрудников, потому что большая нагрузка на них ложится сегодня. Сегодня сотрудник полиции получает 60−70, даже 80 тысяч. Допустим, он из регионов приезжает в Москву работать — сегодня в среднем где-нибудь на окраине Москвы комнату можешь снять за 30 тысяч рублей, а на остальное надо жить», — пояснил Бородин.
Также в разговоре с «Ридусом» общественник предположил, что эта мера поможет повысить раскрываемость коррупционных преступлений.
«Сотрудник будет заинтересован дальше сотрудничать с органами следствия, суда, давать какие-то показания. Он будет заинтересован, потому что предложили 10 миллионов рублей — а премия ему будет причитаться, скажем, 2 миллиона. Почему нет? Я считаю, что это нормальный сотрудник, хороший», — заявил он.
Депутат Андрей Альшевских в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что компенсация за отказ от взятки может привести к другой проблеме.
«Неоднозначная инициатива. Вызывает ассоциацию со “сравнительно честными способами отъема денег” из произведений Ильфа и Петрова. Только вдумайтесь. Полицейское начальство будто бы подталкивает подчиненных к вымогательству. Причем нечистому на руку сотруднику выгодно любое развитие событий. “Возьмет на лапу” тайно — уже будет доволен. А если что-то пойдет не так, сдаст взяткодателя и получит компенсацию от государства. Возникает опасение, что полицейские перестанут выполнять свои прямые обязанности, а сосредоточатся на поиске потенциальных “жертв” для провокаций…» — указал Альшевских.
Позже парламентарий уточнил, что сама по себе идея поощрения сотрудников полиции хороша, но возникает много вопросов к механизму с правовой и финансовой точки зрения. Его слова приводит «Парламентская газета».
«Как доказать, что предлагалась определенная сумма и что сотрудник, которому планируют направить “компенсацию”, ее не завысил? Особенно если нет никакой аудио- или видеофиксации. А во-вторых, тогда уж проще сразу на хозрасчет перейти», — высказался депутат.
«Шокотерапией для бизнесменов и криминальных структур» назвал новую меру председатель Ассоциации профсоюзов правоохранительных органов России Юрий Лобарев. По словам эксперта, механизм может хорошо работать, главное — контроль. Также Лобарев считает, что пилотный проект нужно протестировать в отдельных регионах, а уже потом можно внедрять по стране. Его слова приводит Life.ru.
«В данном случае важно, чтобы не было оговорок. Чтобы полицейский не обманывал, сколько ему денег предложили, чтобы это не были подставные друзья. Важно, чтобы все контролировалось и фиксировалось. Такая мера, безусловно, снизит коррупцию. Я, как международный комиссар, за границей выезжаю к нашим коллегам, там полицейскому лучше не предлагать. Сначала он не поймет, что вы хотите дать ему деньги, а потом, когда поймет, привлечет к уголовной ответственности», — рассказал Лобарев.
Ранее в России упростили прием на службу в полицию. В МВД упростили требования к кандидатам на должность дознавателей. Теперь им достаточно иметь среднее специальное юридическое образование.
