
Предательство Пеньковского стало провалом советской контрразведки и нанесло государству колоссальный ущерб. Он передал на Запад больше 5000 фотоснимков секретных материалов, данные по разработкам и размещению ракет и всю агентурную сеть СССР за рубежом. А в разгар кризиса на Кубе проинформировал США о скромном ядерном потенциале Советского Союза: 300 советских бомб против 5000 американских. Считается, что и сам Кубинский кризис мог быть спровоцирован Пеньковским, который предупредил ЦРУ о размещении ракет на Острове свободы. Но что сподвигло офицера ГРУ и ветерана Великой Отечественной войны пойти на подлость?
Странности биографии Пеньковского
Стоит сразу сказать: среди сотрудников спецслужб СССР было много людей с различными «странностями» в биографиях. Были и дети «врагов народа», и дворяне, и бывшие заключенные. Но эти люди верой и правдой служили Отчизне и ее народу. А Пеньковский стал предателем. Впрочем, и биография у него была примечательная.
- Он происходил из рода обедневших польских дворян.
- Был сыном белогвардейского офицера.
- Воспитывался без отца.
- Да, воевал, но большую часть войны служил в тыловых подразделениях: политруком в училищах, инструктором по комсомольской работе, начальником учебных сборов, заместителем по строевой части, адъютантом. Только дважды за четыре года войны попадал на фронт. В 1944 и 1945 годах короткое время командовал артполком на 1-м Украинском фронте. После войны окончил академию и пошел служить в ГРУ. Первая иностранная командировка была в Турцию — резидентом.
- В Турции его застукали на базаре, где советский офицер якобы сбывал ювелирные украшения. Возможно, уже тогда пытался выйти на ЦРУ, но американцы сочли его провокатором.
- «Мстителен, злобен, карьерист и подлец», — так охарактеризовало его начальство.
- В 1956 году был уволен из ГРУ, затаил злобу. Какое-то время служил в отделе кадров Минобороны.
- Год спустя сумел вернуться в ГРУ через генерал-полковника Александра Рогова. Впоследствии это дорого встало Рогову — его разжаловали до генерал-майора. Скорее всего, Пеньковский, как и многие разведчики, имел зачатки лицедейства — умел внушить, что он преданный Родине офицер.
- В это же время начальник ГУР Генштаба Иван Серов прекрасно знал о личных качествах Пеньковского и поэтому не поручал ему никаких важных заданий.

Предательство Пеньковского
Все последующие действия Пеньковского уже были сознательно направлены на предательство. В 1958 году он поступил на высшие курсы ракетных войск. Теперь он имел доступ к секретной информации РВСН. Мечтал, что его пошлют военным атташе в Индию, но его попридержали в Москве. Это вызвало новую волну злобы.
В 1960 году Пеньковский вошел в III научно-технический отдел ГРУ и начал работать в Управлении внешних сношений в области науки. В его задачи входил поиск секретной информации в ракетной и космической сфере западных стран. Но у Пеньковского были иные планы. Он активно искал выход на разведки США и Британии и однажды в Москве на приеме познакомился с сотрудником МИ-6 Гревиллом Винном, который приехал в СССР под видом предпринимателя.
Первая передача информации состоялась уже весной 1961 года во время поездки Пеньковского в Британию. В аэропорту Хитроу он отдал Винну пакеты с отснятой документацией по новейшим ракетным разработкам СССР и тут же подписал «акт вербовки», по которому ему платили по 1 тысяче долларов за каждый месяц шпионажа, а после побега обязались трудоустроить в разведку США или Британии с окладом не менее 2000 долларов. Глупцу казалось, что это большие деньги. Скорее всего, он их даже не увидел.
Конец предателя Пеньковского
Пеньковский работал на ЦРУ и МИ-6 под псевдонимами Алекс и Янг. Его связными были Винн и жена британского дипломата Анна Чизхолм. Кроме пакетов, отданных МИ-6 в Хитроу, над которыми работал целый штат переводчиков, он передал ЦРУ 20 фотопленок с отснятыми секретами СССР. А в 1962 году — еще 45 фотопленок. Вскоре американцы знали все, к чему имел доступ Пеньковский.
Разумеется, информированность противника не могла оставаться незамеченной. Уже в конце 1961 года Пеньковского стали подозревать в работе на Запад. В 1962 году было установлено наблюдение за всеми гражданами Британии, которые находились в СССР. Наблюдая за Пеньковским, контрразведка установила местонахождение его тайников в подъездах многоквартирных домов на Пушкинской, Арбате, Цветном бульваре и на Ваганьковском кладбище, на могиле поэта Сергея Есенина. Выяснили и все его контакты, включая Анну Чизхолм и Винна.
Очевидно, Пеньковский заметил слежку. На последней встрече с Винном он сообщил об этом. Предатель намеревался вылететь в США и стать невозвращенцем. Но сотрудники КГБ сорвали командировку и устроили Пеньковскому «отпуск» в госпитале, а пока он болел, обыскали квартиру. Там были найдены копии секретных документов, техника для микросъемки, копировальный аппарат и блокноты для шифра. 22 октября Пеньковского арестовали.
Через несколько дней в Будапеште был задержан и Винн.
Оба дали признательные показания и были осуждены. Судебное заседание длилось четыре дня и было открытым — в назидание другим. Винна приговорили к 8 годам лишения свободы. По факту британец отсидел 11 месяцев, после чего его обменяли на советского разведчика Конона Молодого. Винн вернулся в Лондон и тут же заработал на произошедшем — написал книгу.
Пеньковский рассчитывал на 10 лет заключения и верил, что американцы обменяют и его тоже. Он не знал или не понимал, что на Западе неудачники не нужны. Суд приговорил его к расстрелу. И поделом — он сдал 600 советских разведчиков-нелегалов и передал США информацию обо всех базах с межконтинентальными ядерными ракетами. По сути, нарисовал на них мишень.
Расстрельный приговор стал для иуды шоком. 16 мая 1963 года он был приведен в исполнение.
Майя Новик