
Более 70% четырехколесных пассажирских транспортных средств — автомобилей и микроавтобусов, импортированных в Катманду в прошлом году, — были электрическими. Это один из самых высоких показателей в мире по электрификации транспорта.
По заверениям правительства Непала, к 2030 году столица достигнет высоких показателей: 90% среди личных автомобилей горожан и 60% пассажирского транспорта будут электрическими.
Дело в том, что столица Непала периодически попадает в рейтинг самых грязных городов мира. Тем самым власти надеются очистить городской воздух от выхлопных газов. В 2021 году 19% смертей в Катманду, столице страны, было вызвано загрязнением воздуха.
50 лет назад город уже пытался перейти на электротранспорт: в столице можно найти ржавеющие остовы троллейбусов, которые так и не удалось приспособить к повседневному использованию.
Сегодня власти взялись за электрификацию с новой силой: как это происходит, рассказала газета The Guardian. С июля 2023 года по 2024 год в Непал ввезли более 13 тысяч электромобилей, а всего двумя годами ранее импорт составлял 250.
По прогнозам медиков, если Непал сможет очистить воздух до норм, установленных Всемирной организацией здравоохранения, средняя продолжительность жизни в нем вырастет на 2,6 года, и сделать это благодаря электромобилям вполне реально. Но пока что улицы города и вся долина Катманду утопают в смоге от горящего мусора, строительных работ и выхлопных газов.
Обычно автомобильные выхлопы — мелочь в сравнении с выбросами, производимыми электростанциями, но в Непале ситуация иная: электричество здесь в основном вырабатывается экологичным образом с помощью ГЭС — в 2018 году стране удалось покончить с регулярными перебоями электроснабжения и стабилизировать свою энергосеть.
Кроме того, аналитики утверждают, что это будет еще и выгодным выбором для потребителей: цены на бензин только растут, а китайские электромобили, которые активно поставляются в регион, дешевы и просты в эксплуатации.
Пока что полностью перейти на электрический транспорт страна все равно не сможет: междугородным дизельным автобусам и грузовикам гораздо труднее найти адекватную замену, чем персональному автотранспорту. Как объясняют местные урбанисты, причина — в малом количестве зарядных станций за пределами столицы, дороговизне электробусов и полном хаосе в системе общественного транспорта в стране.
Тем не менее и эта проблема постепенно решается: сейчас по Катманду ездит уже 40 электробусов, импортированных из Китая, а небольшие трехколесные маршрутные такси можно было встретить на улицах Катманду еще с середины 1990-х.
Большие междугородные автобусы постепенно будут заменять микроавтобусы на электродвигателях — с появлением новых зарядных станций их сеть распространится на всю страну. Как объясняют местные жители, бензиновые заправки тоже трудно найти в ряде регионов, так что с топливом за пределами столицы все равно было тяжело.
На то, чтобы зарядить микроавтобус, требуется гораздо больше времени, чем чтобы заправить аналогичный транспорт бензином, но экономия получается почти 15-кратной — и это подкупает местных жителей гораздо сильнее, чем трата времени. Кроме того, можно дышать более чистым воздухом и гордиться маленьким вкладом, который каждый из них делает в экологию, — получается беспроигрышная ситуация.
Махешвар Дхакал, глава правительственной комиссии по работе с изменением климата, уверен, что скоро страна сможет достигнуть нулевого уровня выбросов в атмосферу, но напоминает, что этого мало, ведь Непал — лишь небольшая точка на карте мира. Он надеется, что вскоре и другие страны смогут последовать примеру горного государства на границе Индии и Китая.
Ранее рассказывали, что в Норвегии электромобилей стало больше, чем машин на бензине.