
В беседе с «Лентой.ру» он подчеркнул, что важно заметить проблему вовремя. Антон Шестаков рассказал, что в своей практике он наблюдал такую закономерность. Так, семьи, которые обратились за помощью в первые месяцы развития зависимости, восстанавливались в 8 случаях из 10. А пациенты, которые пришли через 2−3 года после начала активных игр, добивались успеха лишь в 3−4 случаях из 10.
К ранним симптомам лудомании врач отнес поведенческие изменения, в частности скрытность и изоляцию. На ранней стадии люди часто перестают рассказывать, как проводят время, избегают прямых вопросов о том, чем занимаются. При появлении близких пациенты резко прекращают разговоры по телефону, закрывают вкладки на компьютере, начинают уединяться в ванной или других укромных местах.
Расстройство также можно распознать по изменению режима сна и бодрствования, подчеркнул психиатр. Дело в том, что дофамин — нейромедиатор удовольствия — вырабатывается во время игры в огромных количествах. Поэтому человек может играть часами, не замечая времени.
«Обращайте внимание на бессонницу или сон по 2−3 часа в сутки, активность в ночное время, сонливость и вялость в дневное время, нарушение привычного распорядка дня», — посоветовал Антон Шестаков.
Кроме того, лудоманам свойствены эмоциональные качели. Они связаны с чередованием выигрышей и проигрышей.
«Одна из моих пациенток, мать 28-летнего игрока, описывала это так: “Он то на седьмом небе от счастья, то в глубочайшей депрессии. Причем эти перепады происходят буквально в течение часа”», — рассказал психотерапевт.
К красным флагам в области финансов психиатр назвал мелкие, но регулярные траты, частые просьбы одолжить небольшие суммы «до зарплаты», внезапные объяснения крупных трат («сломалась машина», «нужно было помочь другу»), появление новых кредиток или кредитов якобы «для улучшения кредитной истории». Еще один тревожный звоночек — секретность в вопросах, касающихся денег. Например, нежелание обсуждать семейный бюджет, появление «служебных» карт и счетов, отказ показывать выписки по картам, самостоятельное ведение всех финансовых дел семьи, если раньше оно было общим.
Также настораживать должны социальные изменения. Врач подчеркнул, что лудомания действует как воронка — она постепенно втягивает человека, оставляя все меньше места для других аспектов жизни. У человека сужается круг интересов, меняются приоритеты. Он отказывается от привычных хобби и увлечений, меньше интересуется работой или учебой, избегает встреч с друзьями и родственниками, в семейных мероприятиях участвует лишь формально.
Антон Шестаков отметил, что один из его пациентов, по словам его жены, на фоне лудомании начал забывать важные даты — дни рождения, годовщины. При этом раньше он был очень внимательным.
«Игра постепенно становится главным приоритетом, оттесняя все остальное», — подчеркнул эксперт.
Он рассказал, что такое расстройство проявляется и на уровне физиологии. В частности, для лудоманов свойственны такие стресс-зависимые проявления, как головные боли, напряжение в шее и плечах, проблемы с пищеварением (потеря аппетита или переедание), учащенное сердцебиение в моменты «игрового возбуждения». Крое того, человек начинает пренебрегать собой: он хуже выглядит, забывает о личной гигиене, теряет или набирает вес. Также для пациентов характерны тремор рук и покраснение глаз от длительного времени у экранов.
Тем, кто заметил у своих близких эти признаки, психиатр советует деликатно поговорить с ними и обратиться за помощью к специалисту. Игнорировать проблему нельзя — она не решится сама собой. Врач призывает избегать обвинений и ультиматумов. Вместо «Ты играешь!» лучше сказать: «Я заметил (а), что тебя что-то беспокоит. Можем поговорить?». При этом не нужно становиться «спасателем». Не нужно давать деньги в долг, покрывать финансовые «дыры», врать за близкого на работе — это только способствует развитию зависимости. Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов на полное восстановление.
Кстати, ранее житель Пензы потратил 250 тысяч на азартные игры. Причем деньги он украл из клиники, где лечился от игровой зависимости.