ПМПК: что это за комиссия, зачем она нужна и как проходит

При оформлении ребенка в детский сад или школу некоторые родители сталкиваются с психолого-медико-педагогической комиссией. Этого не следует бояться. Рассказываем, что такое ПМПК, кто проходит эту комиссию, какие там задают вопросы.

Игорь Геращенко
Автор ВФокусе Mail
Ребенок на осмотре у врача ПМПК
Источник: Unsplash

Психолого-медико-педагогические комиссии начали создаваться в России в начале 30-х годов ХХ столетия, когда стала формироваться отечественная система специального образования. В Министерстве просвещения СССР 12 февраля 1969 года было утверждено постановление о республиканских и областных медико-педагогических комиссиях (1). В 1995 году в Министерстве образования России началась разработка нового типового положения о ПМПК. В Федеральном законе № 273-ФЗ большое внимание уделяется образованию детей с ограниченными возможностями развития (2). Задачи ПМПК — выявление детей с отклонениями в развитии, проведение их комплексного обследования, разработка рекомендаций, создание специальных условий для их образования. Рассмотрим современную организацию работы комиссии, ее состав, как проходит работа и что делать с заключением.

Что такое ПМПК и для чего она нужна

ПМПК — это специальная комиссия, включающая в свой состав специалистов психологического, педагогического и медицинского профиля. Главная задача ПМПК — всесторонняя диагностика детей и подростков с целью выявления особенностей их развития и имеющихся нарушений, разработка педагогических рекомендаций с учетом специфики каждого ребенка (3).

Комиссия выполняет следующие функции:

  • Выявление особенностей физического и психического развития детей, а также отклонений в их поведении.
  • Разработка личностно-ориентированных образовательных программ, выбор оптимальной формы обучения, включая перевод в коррекционный детский сад или школу.
  • Консультативная помощь родителям, учителям и другим специалистам по проблемам обучения детей с отклонениями в развитии.
  • Поддержка и мониторинг детей с нарушениями поведения и трудностями в обучении, организация условий для их развития.
  • Разработка программ реабилитации для детей-инвалидов.
  • Информационная и просветительская деятельность среди населения по предупреждению и исправлению недостатков в развитии детей.

По словам Юлии Смирновой, учителя начальных классов, педагога раннего развития и детского психолога, ПМПК необходима для объективной оценки состояния ребенка. Эксперт перечислила, что определяет комиссия на основе полученных данных:

  • наличие или отсутствие у ребенка ОВЗ (ограниченных возможностей здоровья);
  • тип и степень выраженности отклонений в развитии;
  • необходимость коррекционно-развивающих занятий;
  • оптимальную форму обучения (в общеобразовательной или коррекционной школе, на дому);
  • программу обучения (если ребенок остается в общеобразовательной школе, у него есть возможность получить коррекционную программу);
  • рекомендации по организации образовательного процесса.

Кто дает направление на ПМПК

Ребенок с родителями на приеме у психолога из ПМПК
Источник: Freepik.com

Если в окружении ребенка обнаружили наметившиеся у него отклонения, следует оперативно обратиться в специализированную комиссию. Инициировать ПМПК могут следующие лица и организации:

  • работники образовательных учреждений (учителя, воспитатели);
  • родители или опекуны;
  • медицинские специалисты, наблюдающие ребенка;
  • сотрудники организаций социального обслуживания, под чьей опекой находится ребенок.

Кого отправляют на ПМПК

Развитие детей и подростков происходит неравномерно, у одного этот процесс идет быстро, у другого — более медленно. В дальнейшем ситуация может измениться на прямо противоположную. Но имеются отклонения, которые требуют оперативного вмешательства специалистов. На ПМПК отправляют детей:

  • с задержкой речевого развития;
  • с нарушениями зрения и слуха;
  • с замедленным психическим развитием;
  • с проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • с аутизмом;
  • с задержкой в интеллектуальном развитии;
  • с отклонениями в поведении;
  • с трудностями в освоении программ обучения.

Кто входит в психолого-медико-педагогическую комиссию

Чтобы решение комиссии было объективным, ребенка необходимо обследовать комплексно. Для этого в ПМПК включают специалистов различного профиля, каждый из которых должен дать свое заключение. Как правило, в состав комиссии включают:

  • детского психолога;
  • невролога;
  • психиатра;
  • социального педагога;
  • дефектолога;
  • логопеда;
  • педиатра;
  • ортопеда;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога.

В случае необходимости могут быть приглашены и специалисты более узкой квалификации, такие как сурдопедагог (воспитатель детей с нарушениями слуха), тифлопедагог (обучающий детей с нарушениями зрения) или олигофренопедагог (работающий с детьми, имеющими нарушения интеллекта).

Обязательно ли ребенку проходить ПМПК

Прохождение ПМПК — не обязательная процедура для ребенка. Родители могут отказаться от посещения комиссии без объяснения причин, а направление на ПМПК выдается только с их согласия. Но если родственники, педагоги или социальные работники заметили какие-либо отклонения в формировании ребенка, посещение такой комиссии может дать положительный эффект. ПМПК выявит проблемы в развитии, рекомендует индивидуальные образовательные программы, которые будут более доступны и удобны для ребенка. Как правило, посещение такой комиссии рекомендуется для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выводы ПМПК носят рекомендательный характер, и родители вправе самостоятельно решать, использовать их или нет.

Что нужно для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии

Малыш на ПМПК
Источник: https://ru.freepik.com/

В разных регионах России имеются свои особенности в работе ПМПК. Для ее прохождения могут быть затребованы разные документы и свидетельства. Назовем стандартный пакет документов:

  • удостоверение личности ребенка: свидетельство о рождении или паспорт;
  • паспорт родителя или другого законного представителя;
  • заявление либо согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
  • характеристика ребенка, выданная образовательной организацией (детским садом или школой);
  • выписка из медицинской карты с заключениями врачей, наблюдающих ребенка по месту жительства;
  • направление на ПМПК от образовательного или медицинского учреждения;
  • письменные работы или рисунки ребенка;
  • справка об инвалидности (для детей-инвалидов);
  • заключение психолого-педагогического консилиума образовательной организации (при наличии);
  • заключение комиссии о проведенных ранее обследованиях ребенка (при наличии);
  • справки от специалистов (психиатра, невролога, ортопеда и т. п.) для детей с нарушениями здоровья.

Как проходит ПМПК

Работа комиссии включает в себя несколько этапов. Рассмотрим каждый из них.

1. Подготовка к ПМПК

На этом этапе принимается решение о прохождении комиссии и собираются все необходимые документы. Кроме того, следует подготовить ребенка психологически, сообщив ему в общих чертах, как будет происходить обследование.

2. Запись на ПМПК

Это можно сделать лично или дистанционно в электронной форме. Обычно в течение пяти дней изучаются поданные документы, потом родителям сообщают место, дату и время заседания ПМПК.

3. Начало работы комиссии

Один из родителей (опекунов) и ребенок приходят в назначенное время. Взрослые имеют право присутствовать на заседании и задавать вопросы специалистам. Члены комиссии по очереди общаются с ребенком. Заседание проходит в форме беседы.

4. Обследование ребенка

Специалисты могут предложить ребенку выполнить задания, например, на проверку речи, памяти, моторных функций. В зависимости от возраста ребенка и его особенностей мероприятие длится от 15 минут до одного часа.

5. Заключение ПМПК

По результатам обследования комиссия выдает заключение, где будут даны рекомендации о специальных условиях обучения, которые могут включать индивидуальные образовательные программы, дополнительные занятия с психологом или логопедом и т. д. Родители сами решают, следовать этим рекомендациям или нет.

Какие вопросы задают ребенку на ПМПК

Девочка на осмотре у врача из ПМПК
Источник: Unsplash

Поскольку задача комиссии — комплексное обследование ребенка, ему могут задаваться самые разные вопросы и давать задания. Например:

  • Сколько тебе лет?
  • Как тебя зовут?
  • Какие профессии у твоих родителей?
  • Назови имена учителей и воспитателей.
  • Клички домашних питомцев?
  • Сколько комнат в доме?
  • Каков твой распорядок дня?
  • Приведи примеры понятий на сравнение (больше — меньше, живое — неживое)?
  • В перечне выбери лишний предмет и объясни почему.
  • Назови назначение частей тела?
  • Приведи примеры слов-синонимов и слов-антонимов?
  • Повтори слова на слух.
  • Составь рассказ по картинке.
  • Встань на одну ногу.
  • Расскажи о своих желаниях.

Наш эксперт Юлия Смирнова советует подготовить ребенка заранее, чтобы он чувствовал себя комфортно на ПМПК, и дает несколько советов:

1. Объясните доступным языком, что такое ПМПК и зачем она нужна.

2. Скажите, что его будут ждать интересные задания.

3. В день обследования обеспечьте ребенку спокойную обстановку, комфортную одежду, чтобы он чувствовал себя расслабленно и не испытывал никакого дополнительного стресса.

— Уважаемые мамы, помните, эта комиссия создана для того, чтобы оказать своевременную помощь вашему ребенку. Заключение комиссии поможет выстроить индивидуальный путь его развития, максимально раскрывая потенциал, — добавляет Юлия Смирнова.

Что делать с заключением комиссии

После получения заключения ПМПК родители могут предпринять следующие действия:

  • передать заключение в образовательную организацию и согласиться с переводом ребенка на адаптированную образовательную программу;
  • проигнорировать заключение: если его никуда не передавать, оно станет недействительным через год, а ребенок будет продолжать учиться по обычной программе;
  • пройти повторную ПМПК, если заключение было передано в образовательное учреждение, а родители хотят изменить диагноз;
  • обжаловать решение комиссии, если родители не согласны с заключением.

Как и где можно обжаловать результаты ПМПК

Родители пишут заявление на обжалование ПМПК
Источник: https://ru.freepik.com/

Существуют различные возможности для обжалования принятого решения ПМПК. Для этого нужно обратиться в следующие инстанции:

  • Центральную ПМПК вашего региона с письменным заявлением;
  • Межведомственную конфликтную комиссию, если не удовлетворяет решение Центральной ПМПК;
  • Региональный орган управления образованием;
  • Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор, если не удалось добиться решения на местном уровне;
  • Суд, как крайняя мера.

Для того, чтобы обжаловать заключение ПМПК, родители должны предоставить аргументы: мнения других специалистов, подтверждающие документы и т. п.

Мнение эксперта

С просьбой дать профессиональную оценку необходимости ПМПК мы обратились к Анне Мурышкиной, руководителю центра личностных и профессиональных траекторий Московского института психоанализа:

— ПМПК в условиях современного инклюзивного образования — необходимая комиссия, которая комплексно оценивает ребенка с целью определения его особых образовательных потребностей и разработки рекомендаций по организации обучения и воспитания. Именно она устанавливает статус «ОВЗ» у обучающегося, который становится основанием для получения специальных образовательных условий, например, какие именно специалисты будут осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и какие условия должна создать школа или детский сад. Вариант адаптированной общеобразовательной программы определяется на основании медицинского заключения и комплексного обследования специалистами ПМПК. Подготовка ребенка к комиссии — это важный этап, который поможет снизить тревожность при прохождении обследования. Родителю важно создать у ребенка позитивное отношение к процедуре и объяснить, что цель комиссии — помочь ему учиться лучше и создать для него наиболее благоприятные условия.

Главное о ПМПК

Итак, что нужно запомнить о психолого-медико-педагогической комиссии. Подводим итог и напоминаем основные тезисы из статьи.

1. ПМПК — это специальная комиссия, осуществляющая комплексную диагностику детей и подростков с целью выявить имеющиеся у них нарушения и разработать индивидуальные педагогические рекомендации.

2. Задачи комиссии:

  • выявление отклонений в физическом и психическом развитии детей;
  • разработка адаптированных образовательных программ;
  • консультирование родителей, учителей и других специалистов;
  • мониторинг детей с нарушениями поведения;
  • разработка программ реабилитации для детей-инвалидов;
  • просветительская деятельность среди населения по предупреждению и исправлению недостатков в развитии детей.

3. Инициировать ПМПК могут:

  • родители (опекуны);
  • сотрудники образовательных учреждений;
  • медицинские специалисты;
  • сотрудники организаций социального обслуживания.

4. На ПМПК отправляют детей и подростков:

  • с проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • с нарушениями зрения и слуха;
  • с задержкой в интеллектуальном развитии;
  • с трудностями в освоении программ обучения;
  • с задержкой речевого развития;
  • с замедленным психическим развитием;
  • с аутизмом;
  • с отклонениями в поведении.

5. В ПМПК входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля.

6. ПМПК включает в себя следующие этапы:

  • подготовка к комиссии;
  • запись на нее;
  • обследование ребенка;
  • заключение ПМПК.

7. Заключение комиссии носит рекомендательный характер, поэтому родители вправе его использовать или нет.

8. Обжаловать результаты ПМПК можно в:

  • Центральной ПМПК своего региона;
  • Межведомственной конфликтной комиссии;
  • Региональном органе управления образованием;
  • Министерстве просвещения РФ и Рособрнадзоре;
  • суде.

Список источников

1. История становления психолого-медико-педагогических комиссий. Studwood.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Эксперты: Юлия Смирнова, учитель начальных классов, педагог раннего развития, детский психолог

Анна Мурышкина, руководитель центра личностных и профессиональных траекторий Московского института психоанализа