

В понедельник в Москве представят новый проект — «Культурный десант 45/25». А накануне его участники провели в бразильских городах антифашистские концерты. В солистах были наши музыканты, скрипач-виртуоз Петр Лундстрем и тенор Михаил Нор. Представьте себе картину — полуторатысячный зал в Рибейран-Прету стоя встречал «Священную войну». Такая же реакция и на всемирно любимую «Катюшу». И так было кругом. Почему наши песни о Великой Отечественной — как родные даже в далекой Бразилии? И что российские артисты готовы предложить сегодня своей стране? Об этом мы поговорили с Петром Лундстремом.
Петр, раньше вы выступали чуть не на всех фронтах СВО, и вдруг — очутились в Бразилии. Почему именно здесь?
Петр Лундстрем: Есть такой человек, который активно строит мосты между Россией и Бразилией, это известный композитор и пианист, руководитель Филармонического оркестра Университета Сан-Паулу Рубенс Рикьярди. Это была и его идея — организовать серию антифашистских концертов российских и бразильских музыкантов. Идею поддержала Общественная палата России, за что ей большое спасибо, а также только что созданное нами концертное агентство КА22.
Вместе с филармоническим оркестром университета Сан-Паулу и их же студенческим оркестром мы сыграли в Сан-Карлосе, Рибейран-Прету, Рио-де-Жанейро. И везде мы говорили со зрителями о Великой Победе, о том, что произошло 80 лет назад, и проводили параллели, конечно, с днем нынешним. Но делали это через мягкую силу, через музыку. Я, например, играл Вивальди «Времена года», а Михаил Нор, наш молодой и талантливый тенор, исполнял разнообразную программу из музыки европейских, русских и бразильских композиторов. И обязательно — «Катюшу», которую в Бразилии всюду просто обожают.
Вас горячо принимали бразильцы, а вам самим, российским артистам, эти концерты что-то дали?
Петр Лундстрем: Дали ощущение, что мы вовсе не замкнулись в себе после того, как перед нами закрыли двери Европа, США, Канада. Что в мире множество стран, где любят и счастливы встречаться с великой русской культурой. И больше того — многие вопреки поднимающемуся европейскому нацизму не боятся говорить с потомками подлинных победителей во Второй мировой войне…
Для вас ведь память о войне не просто дань исторической правде, но еще и ваша личная, семейная история…
Петр Лундстрем: Конечно. Мой любимый прадед Сергей Пантелеймонович Воскресенский был мобилизован в Красную армию в сентябре 1943 года. И буквально через месяц погиб при освобождении Мелитополя. Я побывал там впервые в феврале 2023 года — не могу передать, каково это, играть концерт в освобожденном от неонацистов городе и сознавать, что здесь отдал жизнь твой прадед. Второй мой прадед, Сергей Антонович Павловец, был одним из организаторов партизанского движения в Беларуси. Его сдали в гестапо «свои же», ходившие под бело-красно-белым флагом.
80 лет назад более 30 000 артистов дали 1,5 млн.концертов на фронте. Мы тоже не имеем права бездействовать.
Отдельно скажу о дядьях по отцовской линии — Игоре и Олеге. Когда началась война, они находились в Шанхае и всем оркестром в тот же день подали заявление с просьбой переправить их на фронт. Но им отказали. И вот они, понимая, какие разрушения принесет война, понимая, что джазом города и села не восстановить, пошли учиться в Шанхайский французский высший технический колледж. Игорь получил профессию инженера-строителя, а Олег стал архитектором. Так что мои предки для меня — примеры настоящего и просвещенного патриотизма. В меру сил стараюсь их не подводить.
Ваш новый проект — «Культурный десант 45/25» — вновь связывает прошлое и настоящее. А кто и куда десантируется?
Петр Лундстрем: Знаете, 80 лет назад более 30 тысяч артистов дали полтора миллиона концертов на фронте. Причем ведь ездили на фронт знаменитости и артисты Малого, и балерины Большого, и пианисты, за которыми везли рояли… Речь сейчас не о том, что всем надо ехать на передовую. Даже год назад еще я мог играть на передовой, но теперь беспилотники изменили все, за двадцать километров от линии фронта все простреливается. Значит ли это, что артисты могут бездействовать?
Для этого вы и взялись за «Культурный десант»? А с вами кто?
Петр Лундстрем: Наш «Культурный десант 45/25» в течение года объедет несколько регионов страны. В каждом городе по три дня, по трем направлениям нашего проекта. На культурных форумах с писателями, режиссерами, музыкантами, философами, журналистами и, разумеется, с ветеранами СВО будем говорить о том, какой образ будущего может предложить наша культура. СВО когда-то закончится, и закончится нашей Победой, а какие смыслы и векторы мы, люди культуры, сможем дать нашей стране?
На самом деле наш проект уже стартовал в Якутске, к нам туда приезжал поэт Дмитрий Артис, который воевал на СВО штурмовиком в пехоте, в спецназе «Ахмат». Была режиссер фильма «Праздник» Юлия Клименко, писатель Сергей Лукьяненко, поэт Игорь Караулов… А еще с нами топовые рок-группы, ставшие своими на СВО, «Смысловые галлюцинации» и «Джанго», «25/17» и «СерьГа»…
Я был в Чите на премьере симфонии «Русскому Донбассу» Алексея Сергунина…
Петр Лундстрем: Этой симфонией будет открываться марафон «Культурного десанта 45/25» в Нижнем Новгороде, Самаре, Калининграде… Прозвучит она и в Петербурге, в филармонии имени Дмитрия Шостаковича, где в блокаду исполнялась знаменитая «Седьмая симфония». Сделаем все, чтобы это сочинение попало в репертуар лучших оркестров страны.