Перевод не туда: что делать, если перевели деньги мошенникам

В последнее время участились случаи мошенничества. В Роскачестве рассказали, что делать, если вы перевели деньги мошенникам и можно ли вернуть средства обратно.

Источник: Ramsés Cervantes/CC0

В современном мире мошенникам стало гораздо проще выманивать деньги у доверчивых россиян. Так, они пишут в социальных сетях от имени знакомых и друзей с просьбой одолжить денег, предлагают перейти на сайт банка, чтобы оплатить какой-то товар и даже пользуются ИИ, чтобы прислать голосовое сообщение.

Чаще всего правонарушители делятся ссылкой на сайт-фальшивку, который похож на официальные страницы. Там пользователи вводят данные карты и перечисляют деньги за покупку.

По итогам 2023 года в России совершено почти 700 тысяч преступлений в IT-сфере, более половины из них связаны с финансовым мошенничеством.

В Роскачестве рассказали, что делать, если попали на удочку мошенников и как вернуть свои деньги.

Что делать, если вы отправили деньги не на ту карту

Если вы уже перевели деньги, но до получателя они не дошли, проверьте корректность платежа. В случае ошибки в номере телефона или карты адресата обратитесь в банк.

Сотрудники на основании вашего заявления обратятся к получателю, и, если тот согласится, вернут деньги на ваш счет. В случае отказа можно обратиться в полицию.

Что предпринять в первую очередь

Если вы ввели свои данные на сайт, а потом поняли, что он оказался фальшивым, необходимо:

  • Заблокировать карту. Сделать это можно на сайте и в приложении вашего банка, а также по горячей линии.
  • Подать заявление в банк. В заявлении нужно указать номер счета, на который был осуществлен перевод. Сотрудники банка проверят его по базе мошенников. Если на счет поступало много жалоб, его заблокируют, а деньги вернут.
  • Обратиться в полицию. Напишите заявление, в котором укажите все, что вам известно о мошеннике, которому вы перевели деньги. Укажите номер счета и предоставьте выписку из банка об операции по счету.
  • Связаться со страховой компанией. Если ваша банковская карта застрахована, страховая компания вернет деньги.

В каких случаях банк вернет деньги

С 25 июля 2024 года банки начали проверять денежные переводы клиентов и возвращать средства, если они были отправлены на мошеннические счета из базы данных Центробанка. Однако тут есть минус: если в базе счета нет, деньги никто не вернет.

По закону банк может расследовать финансовые преступления до 60 дней. Если принято положительное решение, банк обязан вернуть деньги в течение 60 дней. Этот период закреплен в договоре. В случае отказа можно обратиться в суд.

Чтобы увеличить шансы возврата средств, необходимо обратиться в банк как можно скорее после перевода денег мошенникам.

Как защитить свои данные

В Роскачестве назвали ряд правил, которые помогут защитить свои данные и не стать жертвой мошенников.

Проверяйте сайты, на которых вы совершаете покупки и оставляете личные данные. Они могут выглядеть как официальные, но чего-то там может не хватать, например, каких-либо данных, которые есть на официальных сайтах.

  • Проверяйте адресную строку сайта. Она должна начинаться с «https://», а сам сайт не может быть создан «на днях».
  • Никому не сообщайте свои персональные данные. Это касается номера карты и кода для подтверждения платежа.
  • Используйте надежные пароли и включите двухэтапную аутентификацию.
  • Регулярно просматривайте историю операций по карте. Если вы не совершали какой-то платеж, обратитесь в банк и сообщите о подозрительных действиях.

Ранее в Роскачестве рассказали об опасности досрочного погашения кредита.

Анна Морозова