
17 июня армянские силовики пришли в ереванский дом российского бизнесмена армянского происхождения Самвела Карапетяна. Повод для обыска — якобы незаконное хранение оружия, что, впрочем, давно стало «дежурным» обвинением в адрес неугодных властям армянских политиков.
Обыск превратился в целое шоу. Спецназ фактически взял особняк штурмом. У дома быстро собралась толпа, пришли многие родственники и просто сторонники предпринимателя — всего около 200−300 человек. В результате, как сообщает брат Карапетяна, более 45 человек были задержаны силовиками.
Сообщается, что сам Карапетян покинул свой дом, сел в полицейскую машину и уехал.
«Я буду рядом с Церковью, с нашим народом, как бы ни пытались меня очернить… Все будет хорошо. Народ свое слово скажет, они поймут, что ошибались», — заявил он журналистам.
Преследование за поддержку Церкви в конфликте с властями
Карапетян заявляет, что на него хотят надавить, после того как он открыто поддержал армянскую церковь в конфликте с властями республики.
«Одна небольшая группа, забыв историю Армении, историю армянской церкви, насчитывающую тысячелетия, устроила нападки на армянскую церковь, народ. Поскольку я всегда был рядом с армянской церковью и народом, то я буду принимать непосредственное участие».
То, что дело не в каком-то пресловутом хранении оружия, очевидно любому. Конфликт между Карапетяном и властями разгорелся на фоне попыток бизнесмена вступиться за Армянскую апостольскую церковь (ААЦ) на фоне нападок на нее со стороны правительства.
«Это вам не село в Калуге, это Республика Армения. Надеюсь, вкус государства останется у вас во рту», — писал на своей странице в соцсети премьер-министр Армении Никол Пашинян.
А накануне «маски-шоу» у дома Карапетяна Пашинян начал открыто угрожать. Комментируя обещание Карапетяна «вмешаться по-своему» в конфликт власти и Церкви, премьер написал:
«Так вот, теперь я вмешаюсь по-своему, негодяй».
Вот и вмешался, очевидно.
В чем суть конфликта
В конце мая Пашинян неожиданно подверг резкой критике руководство ААЦ, назвав Церковь «чуланами, заваленными мусором». Следующим объектом критики стал уже лично глава Церкви — католикос Гарегин II, которого премьер заподозрил в нарушении целибата, обвинив в наличии у того тайного ребенка. На этом основании Пашинян, зачастую используя ненормативную лексику, начал требовать у иерарха добровольно уйти со своего поста. К травле Церкви и ее руководителя тут же подключилась команда премьера — члены правящей партии «Гражданский договор». Отметилась даже гражданская жена Пашиняна Анна Акопян, назвав католикоса «главным мафиози».
Конфликт власти и Церкви сразу же стал одной из самых обсуждаемых тем в стране, разделив общество, большинство из которого поддержало Церковь.
Для многих очевидно, что это не просто личный конфликт премьера и католикоса, это попытки власти поставить под контроль Церковь как один из немногих независимых и обладающих серьезным авторитетом в стране институтов — не зря Пашинян выступает не просто за отставку Гарегина, но и за порядок избрания католикоса всех армян и закрепление в нем «решающей роли Республики Армения», то есть власти (сейчас главу ААЦ пожизненно избирает Национально-церковный собор).
Попытка госпереворота
И дело не только в независимости Церкви, а в ее позиции, явно не соответствующей принятому властями Армении курсу. На фоне сближения Еревана с Западом и Турцией и провоцирования конфликтов с Москвой Церковь всегда выступала за единство с Россией, критикуя политику власти. В том числе за Нагорный Карабах, в сдаче которого ААЦ неоднократно обвиняла правительство, требуя отставки самого его главы. Иными словами, для Пашиняна ААЦ стала серьезным «раздражающим фактором».
На днях Пашинян заявил о решении создать координационную группу для смещения Гарегина II, участников которой он собирается выбирать «глазами души». Многими в Армении это было воспринято как «попытка госпереворота». Среди активных сторонников ААЦ оказался и Самвел Карапетян, человек в республике весьма авторитетный.
Карапетян еще и самый богатый армянин России
Уроженец армянского Калинино (ныне Ташир), с 1992 года гражданин РФ, Карапетян является одним из самых богатых предпринимателей России и не только.
Он является основателем состоящей из более 200 компаний различного профиля промышленно-строительной группы «Ташир», занимающейся строительством и управлением коммерческой недвижимостью. По данным Forbes, в 2019 году группе принадлежало 830 тысяч кв. метров торговой, 61 тысяча кв. метров офисной недвижимости и 33 торговых центра, в том числе сеть торгово-развлекательных центров «РИО». Группа компаний работает как в России, так и в Армении. В последней одним из важных активов является компания «Энергетические сети Армении», чья чистая прибыль в 2022 году составила почти $65 млн. Всего «Ташир» в 2018-м заработал 172 млрд руб. А за 2022 год выручка группы компаний составила 205 млрд руб.
В 2023 году группа «Ташир» заняла второе место в рейтинге Forbes «Короли российской недвижимости» с доходом от аренды в $600 млн. Сам Карапетян, которому принадлежит 100% акций, с 2006 года входит в «Рейтинг крупнейших владельцев недвижимости» Forbes с доходом, полученным от аренды коммерческой недвижимости, — $29 млн, уже через год увеличил его более чем в два раза — до $67 млн. C 2017 года входит в рейтинг 500 богатейших людей мира агентства Bloomberg.
«Отжим» собственности или политика
По версии того же Forbes, в текущем году Карапетян занимает 1102-е место в рейтинге самых богатых людей мира с состоянием в $3,2 млрд.
Возникает простой вопрос: нападки на Карапетяна — это точно просто личностный конфликт бизнесмена с главой правительства на фоне спора вокруг Церкви или попытки властей Армении поживиться за его счет?
«Я думаю, что пришло время, когда ЗАО “Армянские электрические сети” должно быть национализировано. Это произойдет быстро», — заявил премьер Армении. Это уже банальный рэкет или «отжим».
Есть тут и политика — ведь Карапетян не только является идеологическим оппонентом власти и сторонником более тесного сближения с Россией, но известен своими связями с экс-президентом Робертом Кочаряном, который пользуется особым расположением Москвы и которого армянские власти не первый год безуспешно пытаются посадить. В 2020 году Карапетян выплатил часть залога за освобождение экс-президента.