Молоко и купание в пруду: известные радиоведущие рассказали ВФокусе Mail о своих промахах

Они говорят с вами, когда вы завтракаете, стоите в пробке или засыпаете. Их голоса становятся частью жизни, но мы редко задумываемся: а что там, по ту сторону микрофона? Ко Дню радио популярные ведущие специально для ВФокусе Mail вспомнили самые забавные, трогательные и неловкие моменты в карьере, а заодно дали советы тем, кто только мечтает покорить эфир.

Мадина Эбзеева
Автор ВФокусе Mail
Источник: Freepik

Умение ругаться молча

Первый эфир Максима Андреева казался ему катастрофой: сплошные запинки, паузы и мысль «Мне здесь не место». Лишь через три года он осмелился переслушать запись и… не нашел там ничего страшного. В его карьере были эпизоды, где техника «сдохла» посреди анонса, что добавило седых волос на голове. И мгновенья восторга, когда простые поздравления становились для кого-то главным моментом жизни. Сегодня, спустя 18 лет на радио, он знает: главные враги ведущего — перфекционизм и привычка ругаться вслух.

Максим Андреев
Максим Андреев

«В первый год своего присутствия на радио я работал в регионе, и программное обеспечение у нас было не очень хорошим, скажем так, и постоянно лагало. И в какой-то из моментов, когда у меня в очередной раз зависла программа, я в сердцах крикнул одно не очень хорошее слово. Потом посмотрел на микрофон, и лампочка горела красным. Это значит, что это все было в эфире. Но поскольку я откинулся на кресле и в сердцах выкрикнул это слово, то понадеялся, что в эфире за песней этого не было слышно. Но мысленно я уже готовился к увольнению и думал, что это был мой первый и последний год работы на радио. В итоге все обошлось, и с тех пор я всегда молчу, матерюсь только про себя, скажем так, в голове, а в студии молчу, что бы ни происходило, потому что молчание — это золото. Я в этом убедился.

Вообще, каждый раз, когда ты выходишь в эфир, озвучиваешь эти приветы, поздравляешь человека на всю страну, у тебя у самого такая великолепная отдача, у тебя у самого мурашки по всему телу — и ты понимаешь, что вот, казалось бы, просто поздравить человека на всю страну, но для этого человека здесь и сейчас это самое-самое важное, самое-самое главное. Поэтому мне всегда приятно быть частью вот такого классного поздравления.

А начинающим радиоведущим я посоветую не слушать сразу свои эфиры. Дайте им “остыть”, потому что в первое время вы слишком критичны. Плюс, конечно же, тренировать иронию, самоиронию и чувство юмора. Смотреть как можно больше каких-то юмористических программ, слушать стендапы или еще что-то, чтобы у вас всегда была готова шутка на любую ситуацию, чтобы вы могли это все разрядить. И пусть это будет из разряда “сам шучу, сам смеюсь”, но в любом случае вам будет психологически легче и вы не полезете за словом в карман. Важно стараться просто как можно больше импровизировать, потому что техника, она может подвести, а вот вы не можете подвести ни в коем случае», — ведущий «Юмор FM» Максим Андреев.

Самый странный гость радиостудии

Радио не просто учит говорить, оно закаляет характер, считает Тутта Ларсен. В первом же эфире в конце 90-х на радио «Максимум» ее ждал кошмар любого ведущего: пульт завис, музыка не играет, в наушниках — гробовая тишина. В панике она выдала в микрофон: «Ля-ля-ля» — и мысленно поблагодарила родителей за хорошее воспитание (могло быть хуже!). Тишина в эфире стала для нее большим страхом на долгие годы. Но настоящий экшен начался позже.

Тутта Ларсен
Тутта ЛарсенИсточник: РИА "Новости"

«У меня был длительный период работы на радио “Маяк”, я вела линейный трехчасовой дневной эфир. И это совпало с рождением моей средней дочери, и мне очень хотелось сохранить грудное вскармливание. Но поскольку все-таки дорога на радио занимала час, плюс три часа в эфире, плюс примерно час дорога обратно, пять часов в течение дня выпадало, это примерно два кормления за день, и я, в общем, вынуждена была сцеживаться в промежутках между моими выходами в эфир. А линейный эфир — это ты все время сидишь практически в прямом эфире и что-то должен говорить, у тебя есть перерыв только на новости в начале каждого часа.

Это примерно 3 минуты, плюс еще минута рекламы, плюс еще секунд 30 заставки. В общей сложности за 5 минут надо было успеть. И у нас такой был маленький закуточек перед студией редакторской. Там стояла большая панель с всевозможной техникой. Я за нее пряталась, ставила себе стульчик и цедилась. А к нам в эфир приходили умные и серьезные гости — политики, эксперты, звезды.

А у меня был электронный молокоотсос, который издает определенные звуки, когда работает. И люди приходили и задавались вопросом, что у нас тут мяукает, а присутствующие ссылались на технические помехи.

И потом гостя заводили в студию, и мой партнер по эфиру, замечательный радиоведущий Владимир Аверин, начинал час. Он всегда меня выручал, потому что я не успевала к началу этого времени после рекламы. И тут я вбегала в студию, счастливая мать. И после эфира я привозила домой запас грудного молока.

Сейчас странно даже себе представить это вообще, на что женщина готова ради того, чтобы кормить своего ребенка. Мне кажется, сейчас я на такой подвиг была бы уже не способна. Важно сказать, что работа на радио меня действительно очень сильно обогатила как спикера и очень помогла мне выработать качественную, динамичную, красивую русскую речь. И всем своим коллегам желаю почаще слушать себя со стороны и никогда не забывать выключать микрофон, если ты ничего не собираешься говорить«, — теле- и радиоведущая Тутта Ларсен.

Заплывы с рыбами между треками

Алексей Зверев уверен: если бы в 90-е радиостудии оснащали видеокамерами, его карьера могла бы закончиться раньше начала. То он запер себя вне студии, оставив электронный ключ внутри, и слушатели 25 минут слушали… тишину, то, сам того не ведая, выругался, подменив буквы в имени исполнительницы. Но именно эти истории, говорит он, сделали 90-е золотой эпохой радио — временем, когда все решала смекалка, а не техника.

Алексей Зверев
Алексей Зверев

“Это был, по-моему, 1996 год. Я работал на “Радио 7 на семи холмах”. И студия этой радиостанции находилась на знаменитом, легендарном радиополе Октябрьском. Было очень жаркое лето, какое-то абсолютно невероятное. И у нас просто не справлялся кондиционер в студии. И приходилось просто-напросто раздеваться. Ну, поскольку ночью никого не было — охранник только да ведущий.

Вот ночь, про которую я говорю, она была какой-то совершенно адской. Естественно, мало того что жарко на улице и где-то градуса 24 ночью. Плюс еще, естественно, нагревает воздух аппаратура.

И, в общем, кондиционер не работал, и вентилятор ситуацию никак не исправлял. Там реально под 30 градусов было в студии, а то и больше, то есть пот лил рекой. А там рядом с передающей антенной были специальные охлаждающие искусственные прудики с чистой водой, в которых, кстати, и рыба была.

И что приходилось делать — выбираешь большую песню, потому что тогда еще в 1996 году не было автомиксов никаких и все ручками диджеи делали. И ставишь песню вроде какого-нибудь Dire Straits или Pink Floyd — что-то подлиннее, минут на 6−7, и бежишь в этот пруд. Там проводишь 2 минуты, охлаждаясь и, в общем, вытираясь полотенцем, бежишь назад.

Это все довольно забавно выглядело. Я представляю, если бы сейчас были видеокамеры в студии, это было бы очень смешно«, — радиоведущий Алексей Зверев.

Ошибка может обернуться дружбой

“Будьте собой” — кажется, это самый простой совет для радиоведущих. Но Дмитрий Оленин знает: за кажущейся легкостью стоит ежедневная работа. А еще — готовность с улыбкой принимать курьезы. Своих ошибок на радио он не вспомнил, однако поделился историей с музыкального фестиваля.

Дмитрий Оленин
Дмитрий ОленинИсточник: РИА "Новости"

“Это было не в эфире, это было много лет назад, это был праздник. И было очень много артистов — большой фестиваль, и не было порядка артистов — кто за кем выходит. И мы с Антоном Юрьевым ведем вдвоем. Я вижу, как два молодых парня, неизвестных мне артиста, надевают наушники-инэйры, для того чтобы уже выходить на сцену выступать. И в этот момент ко мне подбегает девушка-координатор и говорит: “Сейчас объявляешь Зиверт”.

Кто такая, или такой, или такие Зиверт, в тот момент еще никто не знал, потому что это были только самые первые выступления Юли — только-только она начинала появляться где-то на мероприятиях.

Ну и я стою, глядя на то, как два молодых парня готовятся выйти на сцену, думаю, наверное, блогеры какие-то, и объявляю: “Встречайте, классные парни, замечательный мужской дуэт, на сцене Зиверт”.

Тут Юля вышла, посмотрела на меня, говорит: «Хорошо, спасибо, я тебя тоже люблю». После этого, наверное, мы и задружились.

«А молодым начинающим ведущим хочу посоветовать: нужно быть собой. Это максимально сложно — быть естественным, самим собой, таким, какой ты дома, с гостями, за столом, в компании друзей, на улице, в поездках. Вот если ты это же самое состояние сможешь перенести на эфир, тогда ты будешь индивидуальностью, тогда у тебя все будет совершенно не как у других. И это люди чувствуют, и вот эту честность они тоже через радиоэфир улавливают. Поэтому будьте честны в первую очередь с собой и ведите себя в эфире точно так же, как ведете себя в жизни», — ведущий Дмитрий Оленин.

Если бы эфирные ошибки превращались в криптовалюту, некоторые ведущие давно бы стали миллионерами. Но именно эти моменты — когда забываешь текст, путаешь гостей или не можешь сдержать смех — и делают радио настоящим.