Однако, как выяснил эксперт Института прикладных экономических исследований Президентской академии Евгения Малькова, различные группы населения чувствуют себя на рынке труда по-разному.
Как падала безработица
Безработица в Российской Федерации имела пики и спады. В январе 1992 г. она составляла лишь 0,1% трудоспособного населения — наследие советской плановой экономики. Последовавший вскоре промышленный спад довел безработицу до уровня 7% к началу 1996 г. Максимальный уровень — 13% экономически активного населения — был зафиксирован в 1999 году.
2010 год был назван в России годом борьбы с безработицей. В качестве мер по ее обузданию были использованы общественные работы, кредитование безработных для открытия собственного бизнеса и переобучение людей по новым, более востребованным профессиям.
В настоящее время деятельность по сокращению числа безработных граждан ведется согласно Указу Президента Российской Федерации от 07. 05. 2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Одна из целей — «Устойчивая и динамичная экономика», — помимо обеспечения роста производительности труда и создания к 2030 г. институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан предполагает и снижение уровня безработицы.
Легко ли найти работу?
Казалось бы, достигнутый в России показатель в 2,8% безработных — отличный результат. Для сравнения: в Китае сейчас 5,3% не имеют работу, а в США — 3,6%. Но и российский рынок труда нельзя назвать беспроблемным.
Чтобы выявить эти проблемы и предложить пути их решения, исследователи из Президентской академии в марте 2024 года провели мониторинг социального положения и самочувствия населения в возрасте 18 лет и старше. Всего по телефону было опрошено 2618 респондентов. Главный вопрос, который им задавали: «Если потребуется, вам будет очень легко, легко, трудно или очень трудно найти новую работу примерно с такими же условиями и такой же зарплатой, как сейчас?».
В опросе участвовали все категории занятого населения: наемные работники, госслужащие, военные, самозанятые, частные предприниматели, фермеры
- очень легко — 9%;
- легко — 39%;
- трудно — 30%;
- очень трудно — 16%.
6% респондентов затруднились с ответом.
Оптимисты и пессимисты
«Ожидаемо чаще, — отмечают исследователи, — о вероятных сложностях в поиске работы заявляют представители самой старшей возрастной группы — 55+ лет, то есть граждане предпенсионного и пенсионного возраста, не без оснований полагающие, что работодатель скорее отдаст предпочтение более молодым соискателям».
Любопытная картина обнаружилась в рядах оптимистов. Мужчины в возрасте 35−54 лет чаще дают благоприятный прогноз, чем женщины той же возрастной группы. Среди оптимистов — жители крупных городов, примерно половина из которых не видит особой сложности в поисках нового места работы.
Это отличает их от тех, кто проживает на селе и в небольших городах. Так, половина жителей сельской местности, принявших участие в опросе, прогнозируют сложности с поиском работы в случае такой необходимости. Примерно так же чувствуют себя жители городов с населением численностью до 100 тыс. человек. Практически каждый четвертый из них считает, что заново трудоустроиться будет очень трудно.
Вместе с тем, лишь 5% респондентов считают, что в ближайшее время они могут лишиться своего места работы. По мнению автора исследования, «это может означать относительно благоприятную с точки зрения работников ситуацию на рынке труда». В целом, проведенный опрос показал, что российский работник чувствует определенную стабильность рынка труда и отсутствие явных угроз своему положению на нем. Это подтверждает изменение массовых настроений на рынке труда в связи с нарастающим кадровым дефицитом.
Еще одним подтверждением положительной динамики стало сравнение результатов опроса 2024 г. с результатами аналогичного исследования, проведенного в июне 2022 г. Тогда 35% респондентов считали, что найти новую работу им будет легко или даже очень легко. Сейчас столь же оптимистичны уже 48%.
Соответственно, снизилось число пессимистов, полагающих, что найти работу будет трудно или очень трудно. В 2022 г. таковых насчитали 61%, а в текущем году — всего 46%.