Оксюморон: что это такое, как отличить от других средств выразительности речи, примеры в литературе

Наверняка вам известны некоторые выражения, в которых одно слово как бы противоположно по смыслу другому, например, «мертвые души», «красноречивое молчание», «грустная радость». Это и есть оксюморон.

Екатерина Генберг
Автор ВФокусе Mail
Учебник, где содержится определение понятия «оксюморон»
Источник: Image by Freepik

В статье совместно с Татьяной Воронцовой, кандидатом филологических наук и репетитором по русскому языку и литературе, рассказываем, что такое оксюморон. Вы узнаете, как его определить и отличить от других средств выразительности речи и каким образом использовать в тексте.

Что такое оксюморон простыми словами

Слово «оксюморон» пришло к нам из Греции и состоит из двух частей: «оксю» — острый, «морон» — тупой. Его можно выразить таким выражением, как «остроумная глупость», которое также считается не только оксюмороном, но и известным и прижившимся в русском языке словосочетанием.

Наш эксперт Татьяна Воронцова отмечает:

— Оксюморон — известный еще с античных времен прием, представляющий собой нарочитое сочетание несочетаемых понятий. В нем устойчивые характеристики слов заменяются на противоположные, и в результате создается яркий, запоминающийся образ.

Этот выразительный прием основан на соединении слов, которые по своему смыслу противоречат друг другу. На первый взгляд такие сочетания кажутся нелогичными, ведь обычно слова в языке стремятся дополнять, а не опровергать друг друга. Но именно благодаря неожиданному столкновению противоположностей создается особый художественный эффект: возникает новое, порой более глубокое значение, а текст обретает выразительность и эмоциональную насыщенность.

Например, в литературе вы можете встретить такие выражения, как «горячий снег» или «звонкая тишина». С точки зрения логики они кажутся странными, ведь снег не может быть горячим, а тишина — издавать звуки. Но в литературе, поэзии и даже в повседневной речи такие сочетания играют важную роль. Они помогают передать тонкие оттенки смысла, выразить иронию, подчеркнуть многогранность эмоций или глубину противоречивых чувств.

Интересно, что оксюморон не просто соединяет два противоположных слова, а заставляет нас взглянуть на привычные вещи по-новому. Например, выражение «живая смерть» может быть метафорой внутренней борьбы человека, а «грустная радость» — способом передать смешанные чувства, которые сложно описать одним словом. Таким образом, оксюморон не только привлекает внимание к тексту, но и заставляет задуматься, добавляя ему многозначности.

Этот прием активно используется не только в художественной литературе, но и в повседневной речи. Вспомните, как часто мы говорим «ужасно красиво» или «страшно интересно». Эти сочетания давно вошли в язык и воспринимаются естественно, хотя по сути представляют собой классический оксюморон.

Как определить оксюморон и отличить от других средств художественной выразительности

Учитель готовится объяснять на уроке, что такое оксюморон
Источник: Freepik

Оксюморон легко узнать по сочетанию слов с противоположными значениями, но иногда его можно спутать с другими выразительными приемами, такими как метафора, антитеза или парадокс. Чтобы научиться различать эти средства выразительности, важно понять, в чем их принципиальные различия и как они работают в тексте.

Оксюморон и антитеза

Антитеза — прием, при котором противоположные понятия противопоставляются друг другу, но остаются раздельными. В оксюмороне они соединяются в одно смысловое единство.

Например, у А. Пушкина в «Евгении Онегине» есть антитеза: «Онегин был, по мненью многих (судей решительных и строгих), ученый малый, но педант». Здесь противопоставляются характеристики, но они не составляют единое выражение. А вот в сочетаниях «живой труп» или «громкая тишина» противоположности соединены внутри одного словосочетания, что и делает их оксюморонами.

Оксюморон и катахреза

Катахреза — это особый вид метафоры, возникающей в результате неправильного или нестандартного употребления слова. В отличие от оксюморона, который намеренно соединяет противоположные понятия, катахреза чаще всего возникает из-за необходимости выразить что-то непривычным способом или вследствие языковой ошибки.

Например, выражение «ножка стола» — это катахреза, потому что у стола, по сути, не может быть настоящих ножек, но язык использует этот образ для удобства восприятия. Другое распространенное выражение — «есть глазами»: очевидно, что с помощью глаз невозможно что-либо съесть, но такое употребление закрепилось в языке.

Оксюморон, в отличие от катахрезы, всегда основан на осознанном столкновении противоположностей. Например, выражение «горячий снег» сразу вызывает ощущение парадокса, потому что снег по определению холодный. Катахреза же не создает такого эффекта: например, фраза «язык тела» воспринимается как естественное выражение, даже если тело не может говорить.

Оксюморон и парадокс

Парадокс — высказывание, которое кажется нелогичным или противоречивым, но при глубоком осмыслении оказывается правдой. В отличие от оксюморона, работающего на уровне отдельных слов, этот художественный прием строится на уровне фразы или даже целого текста. Например, известное изречение Оскара Уайльда «единственный способ избавиться от искушения — поддаться ему» — это парадокс: оно противоречит здравому смыслу, но при этом несет в себе глубокий смысл. В оксюмороне противоречие заметно сразу на уровне сочетания слов: «жидкие гвозди» или «правдивая ложь».

Как можно использовать оксюморон в тексте

Писатель использует в тексте оксюморон
Источник: Freepik.com

Оксюморон — это мощный инструмент для создания выразительности в тексте, и использовать его можно по-разному, в зависимости от целей, которые преследует автор. Он помогает передать сложные, противоречивые эмоции, когда обычных слов недостаточно. Например, если герой испытывает одновременно радость и печаль, можно сказать, что на его лице застыла «грустная улыбка». Такое сочетание сразу передает глубокий внутренний конфликт персонажа.

Кроме того, оксюморон отлично подходит для создания запоминающихся образов. В поэзии и прозе его используют, чтобы сделать текст более выразительным, вызвать у читателя неожиданные ассоциации.

Еще один способ использования тропа — ирония. В сатирических текстах и разговорной речи такие выражения, как «сладкая горечь поражения» или «начинай заканчивать», могут подчеркнуть двусмысленность ситуации, придав тексту тонкую насмешку. Они дают возможность показать неоднозначность происходящего и передать подтекст.

Оксюморон также используется для создания драматического эффекта. В трагических сценах выражения вроде «тихая буря» или «мертвая тишина» усиливают напряжение и создают ощущение тревоги. Они помогают передать атмосферу, играя на контрасте между словами.

— Если оксюморон используется в рекламе, то его основная задача — зацепить потенциального покупателя. Например, среди слоганов автомобильных компаний есть «современная классика» и «просто гениально». Есть и обыденные оксюмороны. Мы используем их как устойчивые выражения, не задумываясь ни о какой стилистике: «ужасно вкусно», «я, наверное, точно приду», «старый Новый год», «рабочие выходные», «слезы радости», «в случайном порядке» и т. д., — комментирует Татьяна Воронцова.

Виды оксюморона

Оксюмороны можно классифицировать по разным признакам. По грамматической структуре они бывают однословными, равночастными и разночастными, по смысловым отношениям — явными и неявными. Также выделяют классический, развернутый и контекстуальный оксюморон в зависимости от того, как именно создается эффект смыслового противоречия.

Рассмотрим все эти виды подробно.

В зависимости от грамматической структуры

Оксюмороны можно разделить на три вида в зависимости от того, как именно соединяются слова внутри конструкции: однословные, равночастные и разночастные. Эти различия касаются не только формы, но и того, как создается эффект смыслового противоречия.

  • Однословные оксюмороны — это слова, в которых противоположные значения соединены внутри одного лексического единства. Обычно они образуются путем слияния корней или приставок, несущих противоположный смысл. Например, слово «полуденный» буквально означает «половина дня», что объединяет противоположные временные отрезки — утро и вечер. Другой пример — «полубог», в котором сочетаются смертность и божественность.
  • Равночастные оксюмороны состоят из двух слов одной части речи, которые противопоставлены по смыслу. Чаще всего это прилагательные и существительные, которые создают парадоксальный образ. Например, «эпицентр тишины» — это сочетание, в котором слово «эпицентр» предполагает активность, а «тишина» — отсутствие звуков, что создает выразительное смысловое столкновение.
  • Разночастные оксюмороны объединяют слова разных частей речи, например, прилагательное и существительное или наречие и глагол. Такие конструкции часто встречаются в литературе и разговорной речи. Например, «белая ночь» (прилагательное и существительное) звучит как невозможное природное явление, но при этом несет художественный смысл.

По смысловому соотношению компонентов

В зависимости от того, насколько очевидно противопоставление внутри конструкции, оксюмороны делятся на явные и неявные. Они различаются тем, как создается эффект смыслового противоречия: с помощью четкой антонимии или скрытого смысла, раскрывающегося в контексте.

  • Явные оксюмороны строятся на сочетании слов, которые прямо противоположны по значению. В них соединяются антонимы, что сразу делает противоречие заметным. Например, выражение «громкая тишина», где сталкиваются понятия звука и его отсутствия, создавая образ напряженного молчания, наполненного смыслом. Такие оксюмороны часто используются в поэзии и художественной литературе, чтобы передать сильные эмоции.
  • Неявные (косвенные) оксюмороны менее очевидны, поскольку их противоположность основана не на антонимии, а на скрытом смысловом несоответствии. В таких выражениях слова противопоставляются не напрямую, а через контекст или культурные ассоциации. Например, фраза «имперский уют» кажется странной, так как «имперский» подразумевает величественность и масштабность, а «уют» ассоциируется с чем-то камерным и домашним.

В зависимости от того, как создается противоречие

В зависимости от степени развернутости и контекста выделяют классический, развернутый и контекстуальный оксюморон.

  • Классический оксюморон — наиболее распространенная форма, в которой сталкиваются два противоположных по смыслу слова. Обычно он представлен устойчивым словосочетанием, состоящим из антонимов — прилагательных и существительных или наречий и глаголов. Например, «горячий лед», «живой труп», «кричащая тишина» — все эти выражения создают яркие образы за счет явного смыслового контраста. Такой оксюморон легко распознать, и он часто встречается в литературе, поэзии и даже в повседневной речи.
  • Развернутый оксюморон представляет собой не просто сочетание двух слов, а целую фразу или предложение, в которых создается противоречивый смысл. В таком случае эффект парадокса выражается через всю конструкцию, а не только через два противоположных по значению слова. Например, фраза «Он молчал громче всех» подчеркивает, что молчание героя оказалось более выразительным, чем чьи-либо слова. Развернутые оксюмороны часто используются для создания иронии, философских размышлений или драматического напряжения.
  • Контекстуальный оксюморон сам по себе не выглядит противоречивым, его противопоставление становится очевидным только в определенном контексте. Например, фраза «тишина оглушила» может показаться странной, но если представить ситуацию, в которой внезапное отсутствие звука становится невыносимо напряженным, смысл этого выражения становится ясным. Такой оксюморон требует от читателя внимательности и погружения в текст, поскольку без контекста его парадоксальность может остаться незамеченной.

Примеры оксюморона в литературе

А.С. Пушкин, часто использовавший в своем творчестве оксюморон
Источник: портрет А.С. Пушкина работы Кипренского, общественное достояние|commons.wikimedia.org

Оксюморон широко используется в литературе, помогая авторам передавать сложные эмоции, создавать яркие образы и усиливать художественное воздействие текста. Этот прием встречается как в поэзии, так и в прозе, придавая произведениям глубину и выразительность. Многие великие писатели и поэты использовали художественный прием, чтобы подчеркнуть противоречия жизни, характера или окружающего мира.

— Оксюмороны часто используются в художественной литературе — особенно в заголовках. Например, пьеса Льва Толстого «Живой труп» рассказывает о человеке, который живет физически, но его душа мертва. А роман Юрия Бондарева «Горячий снег» посвящен боям под Сталинградом — настолько жарким, что даже снег становится горячим от пороха, раскаленного металла и крови, — рассказывает кандидат филологических наук Татьяна Воронцова. — Особенно много оксюморонов в поэзии. Так, А. Пушкин в «Евгении Онегине» с помощью оксюморона «пышное природы увяданье» создает яркий образ осени. М. Лермонтов в стихотворении «Любил и я в былые годы…» говорит о романтических страстях «Но красоты их безобразной / Я скоро таинство постиг». А А. Ахматова так описывает Царскосельскую статую: «Смотри, ей весело грустить, / Такой нарядно-обнаженной».

В стихотворениях

В поэзии оксюморон используется для создания ярких, эмоционально насыщенных образов, передачи сложных чувств и подчеркивания внутреннего конфликта. Он помогает поэтам выразить противоречия человеческой натуры, передать трагизм, иронию или глубину переживаний. Благодаря этому приему строки обретают многозначность, заставляют читателя задуматься и прочувствовать всю сложность описываемого.

Примеры оксюморона в стихах:

  • Александр Блок — «слышен звонкий мрак»: звук и темнота кажутся несовместимыми, но здесь передано ощущение тревоги и неясности.
  • Сергей Есенин — «отрадно, как мертвому в гробу»: ироническое сочетание слов, усиливающее мотив отчаяния и безысходности.
  • Марина Цветаева — «я молчала с грохотом»: молчание, которое как будто громко звучит, передает напряженность и силу эмоций.

В прозе

В художественной прозе оксюморон используется для создания выразительных описаний, передачи противоречий в характерах персонажей и атмосфере произведения. Он помогает писателям передать сложные душевные состояния, подчеркнуть драматизм или иронию, а иногда даже заставить усомниться в привычных представлениях о реальности. Оксюморон делает текст глубже и эмоциональнее, усиливая его художественное воздействие.

Примеры оксюморона в прозе:

  • Николай Гоголь «Мертвые души»: само название романа — оксюморон, ведь душа подразумевает жизнь, а здесь она «мертвая», что отражает духовную пустоту персонажей.
  • Федор Достоевский «Преступление и наказание»: выражение «живой труп» используется для описания Раскольникова, который морально уничтожен своими поступками.
  • Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»: в романе встречается фраза «совершенно невидимый», создающая образ чего-то, что одновременно существует и отсутствует.
  • Иван Тургенев «Отцы и дети»: в описаниях Базарова можно встретить оксюморон «ледяной огонь», который символизирует его внутренний конфликт между страстью к знаниям и холодным отношением к чувствам.
  • Лев Толстой «Война и мир»: в сценах сражений встречается выражение «радостное горе», передающее парадоксальную природу человеческих эмоций в экстремальных ситуациях.

В прозе оксюморон помогает писателям подчеркнуть сложность жизни и человеческой души, создать незабываемые образы и передать глубокие философские идеи.

Главное об оксюмороне

Завершая нашу статью, вспомним основные моменты об этом художественном тропе, чтобы легко найти его в тексте.

1. Оксюмороном называют прием выразительности речи, основанный на соединении слов, которые по своему смыслу противоречат друг другу.

2. Оксюморон легко узнать по сочетанию слов с противоположными значениями, но иногда его можно спутать с другими выразительными приемами, такими как метафора, антитеза или парадокс.

3. Этот прием выразительности речи отлично подходит для создания запоминающихся образов. В поэзии и прозе его используют, чтобы сделать текст более ярким, вызвать у читателя неожиданные ассоциации.

4. Выделяют разные виды оксюморона: однословные, равночастные и разночастные, явные и скрытые, классические, развернутые и контекстуальные.

Список источников

1. Оксиморон. Большая российская энциклопедия.

Эксперт: Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе