
По словам Боатен, для многих родителей известие о том, что их ребенок проявляет издевается над кем-то, становится настоящим шоком. В обществе часто принято считать таких детей изначально «плохими» или лишенными эмпатии, однако эксперт с этим не согласна.
«Травля — это не черта характера, а выбор поведения. Ребёнок, который проявляет признаки агрессии или травли, вовсе не является “плохим”. Чаще всего это сигнал о том, что ему не хватает поддержки, внимания или эмоционального руководства. Тем не менее, для многих родителей подобная ситуация становится настоящим испытанием: им неловко, тревожно, и порой трудно поверить, что их собственный ребёнок может вести себя таким образом», — сообщила эксперт.
По словам Боатен, важно признать, что конфликты и сложные отношения — часть детской жизни и естественный элемент взросления. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, строить отношения, и это «нормальная часть их развития».
Эксперт уверена, что агрессивное поведение можно скорректировать: ребёнок способен «переучиться» и изменить свое отношение к окружающим.
Боатен отметила, что нередко поведение детей, которые травят других, похоже на поведение тех, кто сам становится жертвой травли. Эксперт рекомендовала обратить внимание на ряд признаков.
Во-первых, изменение поведения. Ребенок становится более агрессивным, раздражительным или замкнутым — особенно когда речь заходит о школе, кружках или конкретных людях.
Во-вторых, изменения в речи и лексике. По словам эксперта, ребенок может начать использовать грубые выражения, насмехаться над другими или говорить о сверстниках в пренебрежительном тоне.
В-третьих, повышенная скрытность. Боатен советует обратить внимание, если ребенок становится замкнутым, старается уединиться или скрывает свои онлайн-действия — например, сообщения, телефон или активность в социальных сетях.
В-четвертых, обратите внимание на замечания от других.
«Это могут быть учителя, родители или тети, которые выражают беспокойство. Вы не проводите весь день с ребенком в школе, поэтому учителя могут быть первыми, кто расскажет вам об этом», — указала Боатен.
Ещё одним важным фактором, по словам эксперта, являются так называемые триггеры.
Иногда дети начинают заниматься травлей, стремясь вписаться в коллектив или опасаясь самим стать объектом насмешек. Такие мотивы могут меняться в зависимости от возраста, ощущения собственной популярности в группе, уровня самооценки и внутренней неуверенности.
«Иногда самые популярные дети не травят других напрямую, но подталкивают к этому окружающих. Люди могут отчаянно бояться оказаться в одиночестве или стать самыми непопулярными, поэтому готовы делать всё, чтобы остаться частью компании», — объясняет Боатен.
По словам эксперта, на формирование агрессивного поведения также могут влиять стресс, экзамены и семейные конфликты. Боатен также подчеркнула, что дети нередко формируют свое поведение, наблюдая за взрослыми и близким окружением. По её словам, они копируют то, что видят у родителей, старших братьев и сестёр или в интернете.
Если выяснится, что ребенок занимается травлей, Боатен советует не спешить с обвинениями — ни в адрес ребёнка, ни в адрес школы. По её словам, важно не поддаваться эмоциям и спокойно собрать все факты.
«Огорчаться — это нормально. Но постарайтесь не показывать это ребенку. Поговорите с учителями и другими взрослыми, вовлечёнными в ситуацию. Поверьте, они уже не впервые сталкиваются с подобными случаями. Покажите, что серьёзно относитесь к происходящему и хотите понять, что именно происходит и как помочь своему ребёнку. Поддерживайте контакт со школой и сотрудничайте с педагогами», — рассказала эксперт.
Боатен советует откровенно поговорить с ребенком: с одной стороны, показать недовольство его поведением, но при этом подчеркнуть свою любовь. Важно всегда оставлять школьнику возможность «отступить» и не называть его хулиганом, ведь он делает выбор, который можно изменить.
Эксперт также дала совет на случай, если агрессия ребёнка связана с его желанием стать популярным.
«Скажите ему, что на самом деле неважно, стал он самым популярным или нет. Гораздо важнее придерживаться четких принципов того, как мы относимся друг к другу», — отметила она.
Если у ребенка не складываются отношения в классе, Боатен советует помочь ему найти спортивный кружок, волонтёрский проект или творческое хобби, где он сможет обрести единомышленников и укрепить уверенность в себе. В случаях с более серьезными проблемами с самооценкой, эксперт рекомендовала обратиться за поддержкой к школе, педагогам-консультантам или врачу.
Кроме того, Боатен советует обратить внимание на собственное поведение.
«Критика других людей, жалобы на лучшего друга, которого вы на самом деле любите — все это дети подхватывают и впитывают», — предупредила эксперт.
Она также рекомендует следить за тем, какой контент потребляет ребенок: телевидение, игры или видеоролики на YouTube могут быть источником нежелательных моделей поведения.
Боатен советует не торопиться с тем, чтобы заставлять школьника извиняться перед объектом издевательств. Эксперт подчеркивает: таких ситуациях лучше действовать постепенно, ведь дети часто пока не способны на полноценную эмпатию и их мозг еще не развит для полного понимания последствий своих действий.
В разговоре с Independent Боатен посоветовала поработать с ребенком над развитием эмпатии.
«Постарайтесь объяснить, каково это — быть объектом травли. Или спросите: “Если бы кто-то так обошелся с твоим братом или сестрой, как бы ты себя чувствовал?” Если вы ясно покажете: “Это неприемлемо. Мы так не относимся к людям” и начнете развивать эмпатию, то вскоре последуют искренние извинения», — добавила она.
Ранее эксперт рассказывала родителям, что делать, если учитель унижает ребенка.
