
«Что касается их [татарских мусульман] пути — они все были суннитами, в вопросах вероубеждения они все были матуридитами, а в вопросах деяний они были ханафитами. И до сегодняшних дней среди них не было тех, кто привносит в религию новшества», — привел муфтий цитату из книги татарского богослова Мухаммада Мурада ар-Рамзи аль-Казани аль-Манзиляви.
Таким образом, сделал вывод Самигуллин, ханафитский мазхаб в фикхе, матуридитская школа в акыде и тасаввуф (суфизм), соответствующий шариату, — это и есть модель традиционного для татар ислама. Муфтий также привел названия избранных текстов, по которым велось обучение в татарских медресе.
«Совершенно ясно, что подавляющее большинство татарских богословов придерживалась традиционных позиций ахлю-сунна валь-джамаʼа в вопросах акыды — то есть ханафитско-матуридитской школы. И приведенные мною сведения ясно указывают путь, по которому нам следует идти дальше, чтобы воспитать новых Марджани и Баруди. Это обучать шакирдов по тем учебникам, по которым учились наши выдающиеся отечественные богословы», — заключил он.
