
«Татар-информ» продолжает цикл видеоподкастов «Кофе с батюшкой» и «Батюшка против» на православные темы. В прошлом выпуске мы рассказывали о том, для чего в церкви колокола. Сегодня руководитель миссионерского отдела Казанской епархии в подкасте «Кофе с батюшкой» рассказывает о монашестве. В этом выпуске к проекту подключился наместник Раифского мужского монастыря игумен Гавриил Рожнов.
«Если бы это было так идеально, как кажется, то все собрались бы и ушли в монастырь».
— Объясните для современного человека: кто такой монах?
— Монашество как институт появилось в конце III века, но сама монашеская жизнь присуща каждому человеку с его создания. По учению Церкви и по нашему глубокому убеждению, человек — это высшее творение Божие и задачи человека, его первоначальная цель — это Богообщение. Бог создал человека, чтобы он с ним общался. Монашество, как образ жизни, которое имеет разные формы, дает человеку возможность это общение получить. Монашество дает идеальные условия для общения с Богом. Человек, находясь в монастыре, имеет возможность посещать общественные богослужения, совершать свою частную келейную молитву, изучать богословие святых отцов.
Монашество, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, — это идеальное, совершенное христианство. Это институт Церкви, где человек может приблизиться к тем идеалам, к заповедям Христовым в том идеальном виде, который нам дал Иисус Христос.
С другой стороны, наш мир не идеален — существуют и монашеские искушения, и скорби. Если бы монашество было таким идеальным, как кажется, то все бы собрались и ушли в монастырь.
Сам монастырь состоит из людей, которые приходят из мира. Люди, по учению Церкви, изначально имеют падшую природу, поэтому монашество — это борьба за идеал, приближение к этому идеалу. Мы имеем ту цель, к которой мы должны стремиться, сознаем изначально свое положение с нашими грехами, страстями и стремимся к идеалу, которым для нас является Христос.
Иисус — тот антропологический образец, та норма человека, которую в современном мире потеряли. Всякие психологические практики, тренинги личностного роста предлагают нам пути самореализации, самоактуализации, самоидентификации — за всем этим люди перестали понимать ту норму, к которой должен стремиться человек. Христос же — это та личность, стремясь к которой, мы можем выстраивать свою личность.
«Есть стереотип о монашестве — о том, что в монастырь уходят из-за каких-то неудач, из-за несчастной любви».
— Часто люди говорят: «Ушел в монастырь». Правильно ли так говорить?
— Да, есть такой стереотип о монашестве — о том, что в монастырь уходят из-за каких-то неудач, из-за несчастной любви и так далее. Но на самом деле в монастырь не уходят, а приходят. Человек, возрастая в духовной жизни, в какой-то момент понимает, что хочет посвятить свою жизнь Богу, и выбирает монашеский образ жизни, поэтому монастырь — это логический этап в жизни человека, который стремится к Богу.
Поэтому стереотипы о том, почему человек выбирает для себя монастырь, в корне неправильные. Есть разные причины, почему человек приходит в монастырь. Как указывает Авва Дорофей, кто-то приходит, борясь с грехами или от каких-то скорбей, но самая главная причина — это любовь к Богу.
— Кому не нужно идти в монастырь?
— Не нужно в монастырь тем, кто приходит сюда по каким-то материальным, земным причинам, убегая от трудностей, от несчастной любви, финансового неблагополучия и так далее. Монашеская жизнь состоится, если есть любовь к Богу. Тогда монашество будет путем, дающим человеку смысл, ради которого и приходят в монастырь. Потому что все другие пути рано или поздно разваливаются и человек уходит из монастыря.
— Всех ли примут в монастырь?
— Мы берем всех — человек должен попробовать себя в монашеской жизни. Это называется «монашеский искус», когда человек живет в монастыре, не принимая монашеских обетов, не берет на себя какие-то обязанности, просто пытается жить в монашестве, смотрит, сможет он или не сможет. Бывает так, что человек приходит по неверным причинам, даже не понимая той внутренней интуиции, которая им движет, и потом выходит на правильную дорогу. А бывает наоборот — человек приходит вроде бы с правильными понятиями, а потом из-за искушений, страстей уходит из монастыря. Пути Господни неисповедимы. Попробовать может каждый, но нужно представлять, что такое монашество и ради чего мы приходим в монастырь.
Бывает, что человек приходит в монастырь, даже будучи некрещеным. Случай — это псевдоним Бога. Человек может прийти в монастырь «случайно», но потом понять, что вся его жизнь была путем в монастырь. Как говорил Тертуллиан, душа по природе — христианка, и она ищет это Богообщение, ищет духовное наполнение.
«Устройте себе сенсорную депривацию, и вы увидите, что с вами будут делать ваши собственные страсти».
— Какие виды «должностей» есть в монастыре?
— Путь в монастыре начинается с трудничества, от слова «труд». В частности, у нас, в Раифском монастыре, есть все условия, чтобы человек приехал, пожил какое-то время в братском монашеском уставе, посещая богослужения, проходя послушания, обучаясь на богословском курсе, чтобы понять для себя, нужно ли ему это. Живет, как монах, только немного проще — к нему нет серьезных требований. В этот период он должен понять, нужна ли ему монашеская жизнь.
Через некоторое время, обычно от полугода до года, человек становится послушником. Ему выдают первую монашескую одежду — подрясник, скуфью и пояс. В этом статусе пребывают обычно от года до трех лет. Затем происходит первый постриг — иноческий. Человек принимает обеты, у него появляются канонические ограничения. Потом уже совершается монашеский постриг и дается разрешение на ношение монашеской одежды — мантии и клобука.
Есть третья стадия — мантия или схима. Ее принимает человек, долгое время проживший в монастыре и приблизившийся к определенным духовным высотам.
Трудник и послушник могут уйти из монастыря без канонических последствий, обрести семью. Инок уже не может жениться, если покинет монастырь, на него налагается ряд ограничений — например, он не сможет принять священнический сан.
— Часто люди думают, что монахи отрешены от внешнего мира. Так ли это? Как устроен их быт?
— Тем, кто думает, что здесь идиллия, тихие монастырские приюты, я предлагаю побыть в тишине несколько дней, ограничить себя от информации — устройте себе сенсорную депривацию, как сейчас говорят. Тогда вы увидите, что с вами будут делать ваши же собственные страсти. Человек бежит от внимания к себе, от уединения, от работы со своей душой, потому что там ему предстоит борьба со своими страстями, грехами и недостатками. Монашество — это борьба со всеми этим, а не просто ничегонеделание и самолюбование.
«Монах — это спортсмен, достигший высот».
— Есть выражение: «Монашество — это духовный спецназ». Как вы к нему относитесь?
— Можно приводить разные эпитеты: армия, спецназ, иногда я сравниваю монашество со спортом. О душе и духе говорить сложно, потому что это — невидимая часть человека, а вот тело требует спортивных упражнений. Так, по аналогии можно представить, что христианин — это любитель, который выбежал на пробежку, сделал какие-то упражнения, а монах — это спортсмен, достигший высот. Здесь действуют свои законы и совершенно другие правила, но и свои риски. Здесь ты должен заниматься с тренером. Ты идешь к своей цели, ограничивая себя во многом другом.
— Мы знаем, что монах не может жениться, не ест мясо. А что еще запрещено монаху?
— Как и в христианской жизни мы начинаем с заповедей Моисея, где преобладает императив «не»: не убий, не прелюбодействуй и так далее. Эти ограничения нужны, чтобы человек возрос. Но потом мы выходим к заповедям блаженства, к заповедям счастья, которые Господь предлагает уже, как отец повзрослевшему сыну.
В монашестве начинают с каких-то ограничений, соблюдения устава, а затем переходят к более строгим условиям: пост, ограничение на общение с миром и так далее. Но потом человек выходит на формулу священного Агустиана: «Люби Бога и делай, что хочешь». Это сложно понять, но в конце монашество дает понять свободу человеку. Бог — это не строгий каратель, как в начале нашего пути кажется, это наш любящий отец, который помогает идти вперед.
Сначала ты очищаешь себя, приобретаешь силы для духовного развития, а потом раздаешь эти силы другим. Мы видим наших святых, таких как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, которые сначала уходили в монашество, но потом были выделены Богом на общественное служение. Их любовь к Богу прошла через века, многие славные мира сего были забыты, но наши святые, которые жили даже тысячу лет назад, живы и сейчас, потому что действуют через духовную любовь, обращаясь к самой сути человека — к его духу.
«Сложно представить, чтобы Сергий Радонежский давал интервью или снимался в сюжете».
— В чем задача современного монашества?
— Задача такая же, как и много веков назад, — Богообщение и очищение своего сердца для этого Богообщения. Но современный мир накладывает ряд своих особенностей. Одна из них — информационная открытость. Сложно себе представить, чтобы Сергий Радонежский давал интервью, снимался в сюжете, который увидят в разных концах Земли. Поэтому современное монашество может быть более открыто к миру, носит миссионерскую задачу. Тем более наше русское монашество, которое возродилось в последние два десятка лет. Поэтому мы должны нести свет миру, рассказывать о духовной жизни. Монашество — это корневая система Церкви, которая питает все древо духовными соками.
В современном мире человек пребывает в суете, забывая себя, забывая смыслы жизни. А монастыри — это те водоемы, те оазисы, куда изможденный человек может прийти и напитаться живительными водами, которые в пустыне жизни не может получить.
***
Свои вопросы на тему православия оставляйте в окне под текстом — отец Александр даст на них подробные ответы в следующих выпусках видеоподкастов «Кофе с батюшкой» или «Батюшка против» на сайте «Татар-информа».
