
Его называли маргиналом, коммунистом и даже сумасшедшим. Мишель Фуко прожил короткую (всего 57 лет) и очень яркую жизнь, которую создал сам. Ее сюжеты становились темами для научных статей, а написанные статьи то и дело круто изменяли его судьбу. Биографы до сих пор не могут осознать, кем был Фуко — психологом, философом, историком или социологом. Но сходятся на том, что он был представителем западной интеллектуальной культуры, которая видела смысл человеческого существования в самосовершенствовании, сексе и заботе о себе.
Мишель Фуко. Биография пунктиром
Мишель Фуко родился в 1926 году в Пуатье в богатой семье, все мужчины которой занимались медициной. Был лучшим учеником в Иезуитской школе для мальчиков.
В 1946 году по результатам выпускных экзаменов в лицее Генриха IV (среднее учебное заведение в Париже) стал четвертым во Франции. Увлекся философией.
Во время обучения в престижном вузе Франции отличался скверным поведением и едким сарказмом в отношении других студентов.
Несколько раз пытался покончить с собой и даже лежал в психиатрической больнице. Этот опыт заставил его получить диплом психопатолога и в последующем пройти стажировку в психиатрической лечебнице. Лоботомия и электрошоковая терапия произвели на него неизгладимое впечатление.
У Мишеля Фуко был еще один диплом — по философии.
В 1950-х годах он был членом коммунистической партии Франции.
Преподавал французский язык и литературу в университетах Швеции, Польши и Германии, а в Тунисе — философию. С 1970 года и до самой смерти в 1984 году преподавал историю систем мысли в College de France. Название кафедры он придумал сам.
Написал диссертацию с названием «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху».
Поддерживал оппозиционеров всех мастей. В Тунисе прятал у себя студентов, за которыми охотилась полиция, в Париже был избит на демонстрации, посвященной убийству алжирца полицейскими. Ездил в Испанию протестовать против режима Франко, и в социалистическую Прагу — поддержать диссидентов.
Знал как поддержать к себе интерес публики: В 1973 году опубликовал книгу об осужденном убийце Пьере Ривьере, который в начале XX века убил свою семью.
С начала 1970-х годов изменил имидж — обрился налысо, стал носить джинсы, белую водолазку и снискал себе славу в США, где выступал с лекциями и преподавал. В начале 1980-х стал настоящим светочем философской мысли западного мира.
Причина смерти была символична — предположительно, Фуко умер от СПИДа.

Самые известные труды Мишеля Фуко. Имя власти
Самыми известными книгами Мишеля Фуко в 1970-х годах стали «Слова и вещи», «Порядок мыслей. Археология наук о человеке» и «Надзирать и наказывать». Первая исследовала истоки наук о человеке, и дала жизнь одному из ныне влиятельных интеллектуальных направлений европейской науки — исследованиям в области психологии, социологии и в области управления массами.
А «Надзирать и наказывать» была посвящена истории социальных институтов и принципов и дала толчок к исследованиям власти и ее скрытых механизмов. По Фуко государственная власть реализовалась в пространстве социума, в любом учреждении, но идеальным пространством для нее была тюрьма.
Фуко ввел в оборот понятие «govern-mentality» — комплекс его собственных представлений о происхождении современного государства и об особом режиме власти, присущим Западу. Эту концепцию на Западе до сих пор используют в антропологии, истории, юриспруденции, философии, политологии и социологии.
Власть государства Мишель Фуко определял не как наличие неких личностей или институтов, а как стратегию, взаимодействие множеств, миллионы отдельных действий. По Фуко было бы правильнее спрашивать не «Что такое власть?», а «Как она работает?». По Фуко власть, скорее, отправляется, нежели принадлежит. Это не «привилегия» господствующего класса, а его действия". Это абстрактное понятие, за которым скрывается столкновение и пересечение государственно-властных практик.
«Власть — это не институт или структура, не сила, которой кто-то наделен: это имя, которое дают сложной стратегической ситуации в определенном обществе». Ее реальность сосредоточена во множестве взаимодействующих разновекторных сил, причем всегда в конкретном обществе, этим термином следует обозначить миллионы взаимодействий, а не отдельные и единичные события. Вне этих событий любая власть — не существует.
Это положение Мишеля Фуко задало совершено иную стратегию исследований государственной власти. В первую очередь стали обращать внимание на взаимодействие государства и населения, исследовать как воспринимают власть разные его группы, и уделять внимание смыслам, наполняющим образы власти. По сути, Фуко, будучи либералом, дал толчок развития новым технологиям, к которым власть на Западе может прибегать для управления массами.
На самом деле многое из того, что мы сейчас видим, было впервые заявлено именно Мишелем Фуко. Например:
Смягчение наказания по различным правонарушениям.
Обязательное внедрение неотвратимости наказания.
Установление наказания как мотивации для членов общества не совершать правонарушения.
Повышение уровня правовой культуры общества.
Въезд мигрантов из культурно чуждых стран.
Политика благоприятствования для различных движений, отвергающих традиционные ценности.
При этом российские исследователи отмечают недостатки Фуко — его антиисторичность, отрицание постижения истины как таковой, отрицание конечной цели существования мира, интерес к маргинальному и к темам, которые в свое время были исключены из научного дискурса. А главное — отмечают отвержение Мишелем Фуко гуманистического вектора науки. Вот такой парадокс либеральной мысли.
Мишель Фуко: предтеча постмодернизма
Благодаря работам «Слова и вещи» и «Археология знания» некоторые исследователи относят Фуко к структуралистам, другие — к постструктуралистам.
Сам Фуко себя не относил ни к тем, ни к другим. В начале пути Мишель Фуко больше ориентировался на феноменологию, экзистенциализм, частично на фрейдизм и пансексуализм, что позволило ему показать одержимость Запада дискурсом сексуальности.
Сейчас Фуко все чаще называют предтечей постмодернизма. Признаками этого называют принципы Фуко, по которым «истина вообще может отсутствовать в мире», а так же его желание исследовать маргинальные темы, разрушать старые догмы и вообще исследовать то, что уже сделано другими.
Мишель Фуко. Основные понятия и теория дискурса
По Фуко автор текста — это не константа, а лишь некий функциональный принцип. Искать автора в тексте неразумно, потому что текст вполне себе может существовать и отдельно от него. Имя под текстом лишь помогает классифицировать текст. Археология по Фуко — лишь метод, раскрывающий структуру мышления, архив — общая система высказываний, а отношение к безумным, чье состояние непостижимо и раскрывает глубинную сущность человека, определяет цивилизованность общества.
Власть Фуко разделял на два типа: господство (монархия) и дисциплинарная власть, которая в XX и XXI веке получила большое распространение. Это размывание государственных институтов и рассеивание власти среди элит и классов. Ее основными функциями он считал надзор, наблюдение, контроль и обладание знаниями.
Большую популярность приобрела созданная Фуко теория дискурса, как совокупности символов, суждений, формулировок, социальных практик и даже того, что не произнесено, а лишь подразумевается. Фуко считал, что именно дискурсом можно кратко и точно описать любую историческую формацию.
Для описания истории Фуко ввел понятие дискурсивной практики, как свода правил, принятых в определенные годы. Он кардинально изменил понятие историчности. По Фуко исторический процесс прерывист, а эпохи не передают свои особенности последующим эпохам. Наконец, Фуко ввел термин «эписитемы — структуры, определяющей саму возможность существования определенного образа мыслей, практик и правил в определенную эпоху». Он отрицал существование абсолютной истины и считал, что у каждой эпохи она своя.
В поздние годы Мишель Фуко много времени уделял такому понятию как «эстетика существования». Под ней подразумевалось преобразование себя, любимого и некое самосовершенствование.
В поздние годы Фуко увлекся исследованиями сексуальности и истории гомосексуализма. Скорее всего, именно эти работы и сделали его широко известным на Западе. В понимании Мишеля Фуко человек состоял из тела и духа. Причем тело объективировалось через удовольствие и секс, а дух — через мораль (у кажой эпохи она своя) и через язык и тексты.
После его смерти его идеи подхватила и занялась их активным развитием целая плеяда европейских ученых — сторонников ЛГБТ* (движение, феминизма и других радужных направлений. Но конечно есть и очень серьезные люди, которые стоят за их спинами и находят точки приложения философии Фуко к современному западному обществу, создавая новую формацию без традиций, без морали да и без Бога, в общем-то.
К счастью, русская философская мысль довольно быстро отбросила сексуальность Фуко и его идеи на периферию научной мысли, оставив нам свои вечные вопросы поиска Бога, нравственности, правды и жертвенности во имя Отчизны.
* ЛГБТ признано экстремистским движением, его деятельность запрещена в РФ.
