Самосовершенствование, секс, забота о себе: кто стоит у истоков западного мира

15 октября 1926 года — родился Мишель Фуко, философ и историк культуры. Как он изменил западную культуру и заложил основы мультикультурализма, разрушающего Европу, а потом умер от СПИДа — в материале ВФокусе Mail.

Майя Новик
Автор ВФокусе Mail

Его называли маргиналом, коммунистом и даже сумасшедшим. Мишель Фуко прожил короткую (всего 57 лет) и очень яркую жизнь, которую создал сам. Ее сюжеты становились темами для научных статей, а написанные статьи то и дело круто изменяли его судьбу. Биографы до сих пор не могут осознать, кем был Фуко — психологом, философом, историком или социологом. Но сходятся на том, что он был представителем западной интеллектуальной культуры, которая видела смысл человеческого существования в самосовершенствовании, сексе и заботе о себе.

Мишель Фуко. Биография пунктиром

  • Мишель Фуко родился в 1926 году в Пуатье в богатой семье, все мужчины которой занимались медициной. Был лучшим учеником в Иезуитской школе для мальчиков.

  • В 1946 году по результатам выпускных экзаменов в лицее Генриха IV (среднее учебное заведение в Париже) стал четвертым во Франции. Увлекся философией.

  • Во время обучения в престижном вузе Франции отличался скверным поведением и едким сарказмом в отношении других студентов.

  • Несколько раз пытался покончить с собой и даже лежал в психиатрической больнице. Этот опыт заставил его получить диплом психопатолога и в последующем пройти стажировку в психиатрической лечебнице. Лоботомия и электрошоковая терапия произвели на него неизгладимое впечатление.

  • У Мишеля Фуко был еще один диплом — по философии.

  • В 1950-х годах он был членом коммунистической партии Франции.

  • Преподавал французский язык и литературу в университетах Швеции, Польши и Германии, а в Тунисе — философию. С 1970 года и до самой смерти в 1984 году преподавал историю систем мысли в College de France. Название кафедры он придумал сам.

  • Написал диссертацию с названием «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху».

  • Поддерживал оппозиционеров всех мастей. В Тунисе прятал у себя студентов, за которыми охотилась полиция, в Париже был избит на демонстрации, посвященной убийству алжирца полицейскими. Ездил в Испанию протестовать против режима Франко, и в социалистическую Прагу — поддержать диссидентов.

  • Знал как поддержать к себе интерес публики: В 1973 году опубликовал книгу об осужденном убийце Пьере Ривьере, который в начале XX века убил свою семью.

  • С начала 1970-х годов изменил имидж — обрился налысо, стал носить джинсы, белую водолазку и снискал себе славу в США, где выступал с лекциями и преподавал. В начале 1980-х стал настоящим светочем философской мысли западного мира.

  • Причина смерти была символична — предположительно, Фуко умер от СПИДа.

Самые известные труды Мишеля Фуко. Имя власти

Самыми известными книгами Мишеля Фуко в 1970-х годах стали «Слова и вещи», «Порядок мыслей. Археология наук о человеке» и «Надзирать и наказывать». Первая исследовала истоки наук о человеке, и дала жизнь одному из ныне влиятельных интеллектуальных направлений европейской науки — исследованиям в области психологии, социологии и в области управления массами.

А «Надзирать и наказывать» была посвящена истории социальных институтов и принципов и дала толчок к исследованиям власти и ее скрытых механизмов. По Фуко государственная власть реализовалась в пространстве социума, в любом учреждении, но идеальным пространством для нее была тюрьма.

Фуко ввел в оборот понятие «govern-mentality» — комплекс его собственных представлений о происхождении современного государства и об особом режиме власти, присущим Западу. Эту концепцию на Западе до сих пор используют в антропологии, истории, юриспруденции, философии, политологии и социологии.

Власть государства Мишель Фуко определял не как наличие неких личностей или институтов, а как стратегию, взаимодействие множеств, миллионы отдельных действий. По Фуко было бы правильнее спрашивать не «Что такое власть?», а «Как она работает?». По Фуко власть, скорее, отправляется, нежели принадлежит. Это не «привилегия» господствующего класса, а его действия". Это абстрактное понятие, за которым скрывается столкновение и пересечение государственно-властных практик.

«Власть — это не институт или структура, не сила, которой кто-то наделен: это имя, которое дают сложной стратегической ситуации в определенном обществе». Ее реальность сосредоточена во множестве взаимодействующих разновекторных сил, причем всегда в конкретном обществе, этим термином следует обозначить миллионы взаимодействий, а не отдельные и единичные события. Вне этих событий любая власть — не существует.

Это положение Мишеля Фуко задало совершено иную стратегию исследований государственной власти. В первую очередь стали обращать внимание на взаимодействие государства и населения, исследовать как воспринимают власть разные его группы, и уделять внимание смыслам, наполняющим образы власти. По сути, Фуко, будучи либералом, дал толчок развития новым технологиям, к которым власть на Западе может прибегать для управления массами.

На самом деле многое из того, что мы сейчас видим, было впервые заявлено именно Мишелем Фуко. Например:

  • Смягчение наказания по различным правонарушениям.

  • Обязательное внедрение неотвратимости наказания.

  • Установление наказания как мотивации для членов общества не совершать правонарушения.

  • Повышение уровня правовой культуры общества.

  • Въезд мигрантов из культурно чуждых стран.

  • Политика благоприятствования для различных движений, отвергающих традиционные ценности.

При этом российские исследователи отмечают недостатки Фуко — его антиисторичность, отрицание постижения истины как таковой, отрицание конечной цели существования мира, интерес к маргинальному и к темам, которые в свое время были исключены из научного дискурса. А главное — отмечают отвержение Мишелем Фуко гуманистического вектора науки. Вот такой парадокс либеральной мысли.

Мишель Фуко: предтеча постмодернизма

Благодаря работам «Слова и вещи» и «Археология знания» некоторые исследователи относят Фуко к структуралистам, другие — к постструктуралистам.

Сам Фуко себя не относил ни к тем, ни к другим. В начале пути Мишель Фуко больше ориентировался на феноменологию, экзистенциализм, частично на фрейдизм и пансексуализм, что позволило ему показать одержимость Запада дискурсом сексуальности.

Сейчас Фуко все чаще называют предтечей постмодернизма. Признаками этого называют принципы Фуко, по которым «истина вообще может отсутствовать в мире», а так же его желание исследовать маргинальные темы, разрушать старые догмы и вообще исследовать то, что уже сделано другими.

Мишель Фуко. Основные понятия и теория дискурса

По Фуко автор текста — это не константа, а лишь некий функциональный принцип. Искать автора в тексте неразумно, потому что текст вполне себе может существовать и отдельно от него. Имя под текстом лишь помогает классифицировать текст. Археология по Фуко — лишь метод, раскрывающий структуру мышления, архив — общая система высказываний, а отношение к безумным, чье состояние непостижимо и раскрывает глубинную сущность человека, определяет цивилизованность общества.

Власть Фуко разделял на два типа: господство (монархия) и дисциплинарная власть, которая в XX и XXI веке получила большое распространение. Это размывание государственных институтов и рассеивание власти среди элит и классов. Ее основными функциями он считал надзор, наблюдение, контроль и обладание знаниями.

Большую популярность приобрела созданная Фуко теория дискурса, как совокупности символов, суждений, формулировок, социальных практик и даже того, что не произнесено, а лишь подразумевается. Фуко считал, что именно дискурсом можно кратко и точно описать любую историческую формацию.

Для описания истории Фуко ввел понятие дискурсивной практики, как свода правил, принятых в определенные годы. Он кардинально изменил понятие историчности. По Фуко исторический процесс прерывист, а эпохи не передают свои особенности последующим эпохам. Наконец, Фуко ввел термин «эписитемы — структуры, определяющей саму возможность существования определенного образа мыслей, практик и правил в определенную эпоху». Он отрицал существование абсолютной истины и считал, что у каждой эпохи она своя.

В поздние годы Мишель Фуко много времени уделял такому понятию как «эстетика существования». Под ней подразумевалось преобразование себя, любимого и некое самосовершенствование.

В поздние годы Фуко увлекся исследованиями сексуальности и истории гомосексуализма. Скорее всего, именно эти работы и сделали его широко известным на Западе. В понимании Мишеля Фуко человек состоял из тела и духа. Причем тело объективировалось через удовольствие и секс, а дух — через мораль (у кажой эпохи она своя) и через язык и тексты.

После его смерти его идеи подхватила и занялась их активным развитием целая плеяда европейских ученых — сторонников ЛГБТ* (движение, феминизма и других радужных направлений. Но конечно есть и очень серьезные люди, которые стоят за их спинами и находят точки приложения философии Фуко к современному западному обществу, создавая новую формацию без традиций, без морали да и без Бога, в общем-то.

К счастью, русская философская мысль довольно быстро отбросила сексуальность Фуко и его идеи на периферию научной мысли, оставив нам свои вечные вопросы поиска Бога, нравственности, правды и жертвенности во имя Отчизны.

* ЛГБТ признано экстремистским движением, его деятельность запрещена в РФ.

Узнать больше по теме
Традиционные ценности: от культуры к закону
В современном мире все чаще поднимается вопрос о сохранении культурной идентичности и моральных ориентиров. Традиционные ценности становятся предметом общественных дискуссий и основой государственной политики во многих странах. В статье рассмотрим, что понимается под этим термином, как он закреплен в российском законодательстве и какую роль играет в жизни общества.
Читать дальше