
Несостоявшийся политик
Илон Маск решил завершить свою работу в администрации Дональда Трампа, где он занимал пост старшего советника и возглавлял Департамент эффективности работы правительства (DOGE). Об этом стало известно в среду вечером: «Поскольку мой срок работы в качестве специального государственного служащего подходит к концу, я хочу поблагодарить президента [Трампа] за возможность сократить неэффективные расходы. <…> Миссия DOGE со временем только укрепится и станет образом жизни во всем правительстве», — написал Маск в своей соцсети Х.
Его уход ознаменовал окончание напряженного периода, сопровождающегося массовыми увольнениями, ликвидацией ряда государственных ведомств и многочисленными судебными разбирательствами.
Несмотря на масштабность задач, Маску было непросто адаптироваться к специфике работы в Вашингтоне. Ожидаемые результаты оказались значительно скромнее его первоначальных амбиций. Запланированное сокращение государственных расходов с 2 триллионов долларов снизилось до 150 миллиардов. При этом он все чаще выражал недовольство сопротивлением со стороны госсистемы США. Маск вступал в конфликты с некоторыми представителями администрации, чьи интересы затрагивала его реформа. Также его инициативы нередко подвергались резкой критике со стороны политиков обеих палат.
20 мая Politico писала, что Трамп совершенно перестал упоминать Маска на мероприятиях и в соцсетях, хотя раньше делал это еженедельно по несколько раз. Американские СМИ отметили, что объявление об уходе из администрации Маск сделал всего спустя сутки после резкой критики ключевого законопроекта Трампа, когда заявил, что он «разочарован» тем, что президент называет своим «большим красивым законопроектом». По мнению журналистов, именно это могло стать возможным катализатором его решения покинуть пост советника.
С самого начала предполагалось, что пребывание Маска на госслужбе будет временным. По законодательству США спецгосслужащие могут работать в правительстве не более 130 дней в год, и этот срок истекает в конце мая. В последнее время Маск открыто намекал на намерение вернуться к управлению своими компаниями — производителем электромобилей Tesla и космической корпорацией SpaceX.
Марсианский мечтатель
Илон Маск уже долгое время рекламирует свой амбициозный проект покорения Марса. Глава SpaceX утверждает, что у компании существует детально проработанная стратегия, позволяющая организовать до десяти рейсов к Марсу ежедневно с помощью многоразовых космических аппаратов.
Впервые общественности проект был представлен девять лет назад. Тогда Маск поделился планами по созданию межпланетной транспортной системы, включающей гигантскую ракету высотой свыше 120 метров, специализированный космический корабль и орбитальный топливозаправщик. На начальном этапе такая система будет способна перевозить до сотни пассажиров за один перелет, а в дальнейшем — до 150−200 человек.
На тот момент предприниматель заявлял, что первый запуск может состояться уже в 2022 году, а к 2024-му SpaceX доставит первых людей на Марс. Впоследствии Маску пришлось скорректировать сроки первого запуска — теперь он рассматривает непилотируемый полет в 2026 году. В планах бизнесмена отправить на Марс 1 миллион человек к 2050 году.
— Длительное пребывание в невесомости может вызвать проблемы со здоровьем, например потерю мышечной массы и ослабление костей. Это ведет к общему негативному эффекту вплоть до паралича. Еще один фактор — температура. На Марсе она способна опускаться до −125 °C, что может привести к проблемам с кровообращением и гипотермии. Марсианская пыль может накапливаться в оборудовании, проникать в легкие экипажа, а также в системы вентиляции, — объясняет Александр Степанов.
Он отмечает, что в настоящий момент проект освоения Марса больше напоминает билет в один конец из-за нехватки высоких технологий посадки и обратного взлета с Красной планеты. Тем не менее он согласен с тем, что такой полет может положить начало первой колонии.
— Ставка на традиционное топливо также оторвана от реальности, так как его запасы ограниченны, а каждый килограмм или литр полезной нагрузки в космосе на таких дистанциях соразмерен со стоимостью платины, — отметил собеседник ВФокусе Mail.
Степанов видит выход в использовании компактных ядерных энергоустановок или в альтернативных проектах с плазменными двигателями, которые смогут выполнять широкий спектр задач — от логистических до энергетического сопровождения развернутой колонии.
Без промежуточного освоения Луны и создания окололунной орбитальной станции, на которой можно будет испытать и закрепить все необходимые технологии полета и выживания на Марсе, мечты о его колонизации утопичны, подводит итог эксперт.
Алексей Молва