
В классических мультфильмах из серии «Том и Джерри» присутствовал образ, известный как «Мамочка — Два-Тапочка». Собственно, большую часть времени зрители видели только ноги негритянки, выступавшей в качестве хозяйки Тома.
Талантливая дочь освобожденного раба
Впервые этот образ появился в мультфильме в 1940 году, и автор Уильям Ханна и Джозеф Барбера имели в виду вполне конкретную женщину. В том году произошло историческое событие — впервые «Оскар» был вручен чернокожей актрисе. Хэтти Макдэниел, чье имя обессмертил фильм «Унесенные ветром», стала настоящей звездой, хотя даже этот успех не избавил ее от унижений на расовой почве.
Хэтти родилась 10 июня 1893 года в Уичито, в Канзасе, в семье бывшего раба, а затем солдата времен Гражданской войны. Она была тринадцатым ребенком в семье, и главным ее увлечением в детстве стала музыка. Объяснялось это просто — мать, Сьюзан, была исполнительницей религиозных песен, и страсть к музыке передала детям.
Курица как ключ к успеху
После окончания школы Хэтти начала делать певческую карьеру, выступая в различных коллективах. В 1920-х годах ее песни зазвучали на радио, но глубокий экономический кризис, поразивший Соединенные Штаты, не обошел и артистов. На жизнь она в то время зарабатывала, работая уборщицей, горничной и поварихой.
В начале в 1930-х она перебралась в Лос-Анджелес, где жили ее родственники. Макдэниел даже удалось пробиться в кино на эпизодические роли, но ее имя не указывали в титрах, а на гонорары было невозможно жить.
Все получилось в итоге от обратного — связями в Голливуде Хэтти обросла за счет того, что она… чудесно готовила курицу. Те, кто приходил попробовать блюдо, узнавали, что женщина еще и отлично поет, а также наделена явным актерским талантом. В итоге поклонники кулинарных талантов помогли ей стать членом Гильдии актеров. Это сразу позволило Макдэниел увеличить доходы от основной профессии, а, главное, получить роли, которые указывали в титрах.
Роль всей жизни
В 1939 году в Голливуде взялись за постановку по свежему бестселлеру Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». За роли в картине буквально дрались, и Хэтти не выглядела фаворитом в борьбе за образ Мамушки.
Но «король Голливуда» Кларк Гейбл, друживший с Хэтти, заявил продюсерам, что никто с этой ролью лучше Макдэниел не справится.
Ее согласились пригласить на пробы, и тут она сразила всех наповал, придя в… собственном костюме горничной. Как уже говорилось, Хэтти долго зарабатывала на жизнь в этом качестве, так что ей никуда не нужно было вживаться.
«Унесенные ветром» стали шедевром мирового кинематографа, и не в последнюю очередь благодаря Хэтти Макдэниел, которая ничуть не потерялась на фоне Кларка Гейбла и Вивьен. И премия «Оскар» стала вполне заслуженной наградой.
Знай свое место
Но это вовсе не поменяло нравы американского общества. На премьеру «Унесенных ветром» в Атланте актрису не пустили — законы Джорджии не предполагали присутствие черных на подобном мероприятии. На вручении премии «Оскар» Хэтти была, но ее посадили за столик в углу, подчеркивая, что Мамушка остается «человеком второго сорта».
Это не значит, что к Макдэниел так относились все. Тот же Кларк Гейбл шел напролом, добиваясь, чтобы Хэтти имела возможность присутствовать на голливудских мероприятиях без ограничений. И статус Хэтти в последние годы был определенно выше, чем у других чернокожих артистов.
За права боролись так, что оставили чернокожую актрису без работы
Хотя процесс борьбы за равенство был весьма заковыристым, что, к примеру, отразилось на судьбе «Мамочки — Два-Тапочка». Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения в конце 1940-х ополчилась на героиню мультфильма, заявив, что в ней собраны все негативные стереотипы о чернокожих женщинах. Создатели мультфильма решили, что реноме расистов им ни к чему, и вывели «Мамочку» из оборота. Этим они взбесили актрису Лилиан Рэндольф, которая озвучивала «Мамочку — Два-Тапочка». Лилиан, будучи чернокожей, говорила, что борцы за гражданские права, по сути, оставили ее без работы.
Парадокс в том, что впоследствии хозяйка Тома превратилась… в белую женщину, говорящую с ирландским акцентом. И тут уж совсем непонятно, что здесь расизм, а что равноправие.
Посмертная сегрегация
Впрочем, Хэтти Макдэниел разгар этих страстей не застала. В 1952 году у нее обнаружили рак, от которого она и скончалась спустя несколько месяцев, не дожив до своего 60-летия.
Последним ее желанием было упокоиться на кладбище Hollywood Forever, рядом с другими звездами американского кино. Но кладбище было частным, и владельцы объявили — черных усопших там не будет, чего бы они не добились при жизни. После этого Хэтти похоронили на кладбище Роуздэйл.
В самом конце XX века, когда нравы поменялись, на Hollywood Forever установили кенотаф в память о Хэтти. Тот самый случай, когда лучше поздно, чем никогда.