
В русском языке формируется новая языковая норма, по которой люди не ставят точку в последнем предложении, за исключением официальных писем, заявила в беседе с Москвой 24 лингвист, ведущий научный сотрудник Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН Ирина Левонтина.
Ранее аналитики одного из медиахолдингов выяснили, что для 52% россиян точка в конце сообщения не значит ничего особенного, 28% респондентов не обращают на это внимание, но у 20% граждан этот знак препинания вызывает настороженность. Каждый десятый опрошенный заявил, что воспринимает точку в конце сообщения как равнодушие или злобу, а еще 10% — как излишне официальный тон.
«Формируются новые правила, но они действуют только в субсистеме социальных сетей. Не все освоили новую норму общения в Сети, и всегда есть риск, что люди не смогут понять друг друга», — объяснила лингвист.
Она указала, что если человек ставит точку в конце сообщения, то его собеседник может воспринимать это как завершение разговора. И наоборот — когда знака препинания нет, то автор сообщения как бы показывает, что готов общаться дальше, а адресат может также продолжать.
«Человек может писать так, как привык, в соответствии с орфографическими нормами, и даже не подозревать, что точка воспринимается собеседником в качестве агрессии. Единственный способ точнее передавать свой посыл в сообщениях — разговор», — рассказала Левонтина.
В частности, собеседник может спросить у другого, почему он ставит точку и пытается ли он с ее помощью демонстрировать злобу. Лингвист уточнила, что речь в соцсетях является технически письменной, но в это же время заимствует многие черты устной. Иногда люди пишут вообще без знаков препинания и больших букв, задавая тем самым поток речи, в которой часто нет пауз между предложениями.
«А вот когда человек использует в сообщении только прописные буквы, это означает повышение громкости, из-за этого порой просят “не повышать на них шрифт”. Помочь передать эмоции могут смайлики, которые смягчают подачу неприятной информации как в устной речи, когда мы говорим что-то отнюдь не позитивное, но при этом улыбаемся», — указала специалист.
При этом она посоветовала не отправлять слишком большие сообщения при общении в Сети, так как их трудно и неудобно читать. Лучше, по ее словам, написать несколько абзацев и отправить их по отдельности. При этом не стоит отправлять много сообщений по одному слову, так как адресат может посчитать это нетактичным.
Ранее эксперт по этикету Екатерина Богачева в беседе с Москвой 24 указывала, что сокращать слова вежливости в деловой переписке и отправлять смайлики в рабочих сообщениях руководителю неэтично. По ее мнению, когда коллеги обсуждают деловые вопросы в мессенджерах, в сообщениях важно соблюдать базовые правила русского языка.
