Куда обращаться, если течет крыша в многоквартирном доме: советы «Роскачества»

За состоянием крыши обязана следить управляющая организация, напомнил эксперт «Роскачества» Игорь Поздняков. Он рассказал, как действовать и куда обращаться, если течет крыша в многоквартирном доме.

Анастасия Якушина
Автор ВФокусе Mail

Управляющими организациями могут быть управляющая компания, ТСЖ, ЖСК или иной уполномоченный орган. Специалисты должны регулярно проводить осмотр кровли, чтобы выявить повреждения и своевременно устранить дефекты.

Обязанность по контролю за крышей входит в утвержденный правительством минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Неисполнение этой работы будет считаться нарушением условий договора управляющей компании, и ее могут привлечь к административной ответственности.

Управляющая компания должна постоянно следить за состоянием крыши, даже если капитальный ремонт не запланирован. Любые проблемы вроде протечек после дождя, льда зимой или повреждений покрытия требуют немедленной реакции с ее стороны.

Поздняков предоставил подробную инструкцию, как действовать, если в доме течет крыша.

  1. Обратиться в управляющую организацию либо в аварийно-диспетчерскую службу.
  2. Управляющая организация должна отреагировать в течение 12 часов после обращения и зафиксировать проблему, составив акт в двух экземплярах.
  3. Согласно установленным правилам, устранение протечки должно произойти в течение 24 часов с момента обнаружения неисправности.
  4. Если управляющая организация не выполнила вышеперечисленные действия в срок, необходимо подать письменное заявление с просьбой подтвердить получение документа (проставить визу о получении и желательно печать). Одновременно можно подать жалобу в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) и приложить копию обращения.
  5. ГЖИ дается до 30 дней на проверку обращения (сроки варьируются в зависимости от региона). Если проверка выявит нарушения, управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ст. 7.22 КоАП и обязать исправить ситуацию.
  6. Согласно Конституции, у жителей дома есть право обратиться в ГЖИ и попросить ознакомиться с материалами проверки. В случае отказа важно зафиксировать этот факт, потому что за это предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В случае бездействия ГЖИ можно обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти или должностного лица. Если же управляющая организация не составила акт или менее подробно описала причину протечки, Поздняков рекомендует обратиться в экспертную организацию для оценки.

Когда будет готово заключение оценочной экспертизы с суммой ущерба, можно обращаться в суд.

«Как показывает практика, если в результате протечек имеет место ущерб собственникам квартир, то без суда, к сожалению, не обойтись. В то же время первых пяти пунктов обычно достаточно для того, чтобы устранить корень проблемы — причины протечки», — приводит «Роскачество» слова специалиста.

Напоминаем, что с 1 марта 2026 года в России вступят в силу новые правила оплаты коммунальных услуг.