
Портреты девушек с «кружками»
Протестантская Реформация, начавшаяся в Германии в 1517-м году, оказала заметное влияние на европейское искусство. Из монастырей и храмов изобразительное искусство переместилось в светский мир дворян и бюргеров. Вскоре оно буквально заполнило собой дома обеспеченных обывателей, украшая собой кабинеты, стены судов и ратуш.
Мастера XVI века всё ещё оставались под влиянием северного Возрождения, но ответы на вопросы искали не в античности, а в настоящем, обращаясь к человеку, как к подобию Бога. Живопись обратилась к темам семьи и родного дома, старалась запечатлеть натюрморты, людей и пейзажи с фотографической, но порой холодноватой точностью.
Это время — настоящий расцвет портретной живописи. И именно в этот период целая череда европейских художников пишет портреты, на которых запечатлевает весьма однотипных девушек и женщин, которые держат в руках красивые емкости. Сосуд, как правило, богато украшен. Сверху он закрыт довольно массивной крышкой. Вот, например, портрет 1525 года кисти художников из Амстердама, которые писали под псевдонимом «Мастер с попугаем».

На нем мы видим девушку или молодую женщину, шлейф платья которого держат ангелы. В руках у нее массивный золотой сосуд с крышкой.
А вот портрет неизвестного фламандца 1530 года. На нем изображена уже вполне зрелая дама, у которой в руках непонятный золотой сосуд, причем крышка открыта — дама держит ее в правой руке.

А вот нидерландец Амброзиус Бенсон, творивший в первой половине XVI века, написал два портрета «девушки с кружкой». Сюжет одинаковый: обе молодые женщины заглядывают в сосуд, открыв его.

Сюжет портретов идентичен. Отличаются лишь возраст женщин и их наряды. В последнем случае дама одета роскошно, никакой протестантской аскезы — бархат и меха, которые в те годы считались верхом роскоши.

А вот еще портрет скромной и утонченной девушки, но теперь «кружка» стоит на столе, а в руках у нее — книга. Полотно написано в 1510-е годы кем-то из голландских живописцев, творивших под псевдонимом «Мастер женских полуфигур» и известного женскими портретами. Характерная внешность девушки и целомудренно скрытые волосы не дают усомниться в том, что это именно чей-то портрет, а не изображение воображаемой красавицы.
Заметьте, на полотне «Мастера» сосуд имеет уже несколько иную форму — он стеклянный, но заключен в золотой футляр. А статуэтка, которая украшает его, держит в руках копье.

Версии, что может храниться в сосудах
Что же это за таинственная ёмкость? Предположения высказываются самые разные, вплоть до того, что это — урна с прахом почившего, но, видимо, дорогого женщинам человека. Возможно, на такую мысль зрителей наталкивают темные тона лифа платья, черная оторочка и даже белая вуаль, которую в Германии XVI века носили вдовы. Вспоминается и немецкий пост мортем — фотографии с покойниками, и бесконечные войны и эпидемии, которые Европа переживала в Средневековье. В Интернете такие портреты даже встречаются в надписями «Портрет девушки с урной».
Но давайте вспомним, что мы имеем дело пусть и с протестантами, но все же с христианами, для которых главный принцип — Sola Scriptura («Только Писание»). Покойников в XVI веке не кремировали. Это европейцы придумали несколько позже: первые крематории появились 1870-х годах в Милане, в Уокинге (Британия) и в немецком городе Готе.

Портреты в образе святой
Ответ можно найти в названии картины знаменитого немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего, прославившего свой город Кранах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой кроме него и его сына — Кранаха Младшего творили еще не менее 10 художников. Картина называется «Портрет саксонской дворянки в образе Марии Магдалины». На ней девушка в ярко-красном и совершенно не траурном платье держит уже знакомую «кружку».

То есть все портреты «девушек с кружками» — это девушки и молодые женщины, запечатленные художниками в одном и том же образе Святой Марии Магдалины. В христианстве Мария Магдалина является одной из жён-мироносиц, пришедших в воскресный день к телу распятого и положенного в пещеру Иисуса Христа, чтобы по иудейским обычаям помазать его миром — особым ароматным маслом. Поэтому единственный сосуд, который может быть при ней — это сосуд с миром.
Вереница портретов «девушек с кружкой» это свидетельство того, как церковный сюжет, выйдя за пределы храмов, стал сюжетом мирского портрета, который был востребован на протяжении десятков лет.
Посмотрите на женский портрет кисти Якоба Корнелиса ван Остсанена. Здесь уже совершенно отчетливо видно, что это не урна и не кружка, а сосуд, в который налита прозрачная жидкость. Миро действительно прозрачное. Не исключено, что на идею об урне с прахом пользователей Интернета навел тот факт, что некоторые из натурщиц, похоже, находятся в трауре.

Например, на этом портрете траурная каемка платья и черный креп на голове женщины действительно могут свидетельствовать о том, что на перенесла утрату. На эту же мысль наводят и темные тона портретов Амброзиуса Бенсона и узел на животе женщины на портрете неизвестно фламандца. Во время траура немецкие вдовы XVI века завязывали передник узлом вперед. Но возможно, это тоже дань библейскому сюжету, ведь Мария Магдалина несет миро к могиле. Она еще не знает, что Спаситель воскрес.
А вот еще одна подсказка. Полотно голландца Яна ван Скореля 1530 года. На кромке платья молодой девушки, которую художник изобразил в образе Марии Магдалины, можно прочитать надпись на иврите. Это строки из Псалтыри царя Давида, псалом 91, срока 15-я: «И я буду чтить его до конца своих дней».

Шаблоны в мастерских
Интересный факт: узор ткани, из которого сшита нижняя часть платья девушки на портрете, точно такой же как на картине «Святой Лука рисует Деву Марию» Маартена ван Хемскерка, которая была написана двумя годами позже. Что не удивительно, так как Хемскерк был учеником Скореля. Но тут возникает другой вопрос: использовали ли художники одну и ту же ткань, или этот узор просто был модным в то время. Но это тема для другого исследования.
Искусствовед Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Наталья Баровская отмечает, что художники работали в мастерских по трафаретам.
— Художник того времени совсем не такой принципиальный, как нам бы хотелось, — рассказала она. — Он часто не смотрит на взгляды своего заказчика. Политические, религиозные, нравственные. Ему важно, чтобы этот заказчик был и ему платил. Поэтому он использовал в своей мастерской трафаретные технологии, все женщины похожи друг на друга, общий типаж. Если девушка изображалась с кувшином, то это, скорее всего, была Мария Магдалина. И кувшин — её атрибут. Дело в том, что в
Как видите, профессионалы не в силах внести окончательную ясность в загадку сосудов. Скорее всего, сюжет каждой картины нужно рассматривать отдельно. В одних случаях это может быть девушка в образе Марии Магдалины, а в других — скорбящая вдова или женщина с погребальной урной близкого человека. Христиане средневековой Европы действительно не кремировали тела умерших — это еще в 789 году запретил Карл Великий.
Однако в редких случаях к кремации все же прибегали. Умерших сжигали во время эпидемий и после масштабных сражений, когда быстро захоронить большое количество тел не представлялось возможным.

Сжигали и приговоренных к смерти. Если помните, в «Легенде об Уленшпигеле» на костре сожгли его отца Клааса. Мать собрала пепел с кострища, и сложив в мешочек, повесила сыну на шею, чтобы он помнил это и мстил за отца. Женщины, конечно, могли оставлять прах родных и любимых ими людей из более сентиментальных соображений.
Эпидемий и войн во времена Реформации хватало. Например, в 1524 году в Германии началось кровавое восстание крестьян. В 1529 году в Вестфалии разразилась эпидемия чумы, за которой последовал неурожай. В 1530-м году началась война с турками. В этом же десятилетии Европу потрясла череда восстаний протестантов. Быть может именно поэтому девушки на портретах средневековых художников или их родня предпочитали, чтобы портреты были написаны в образе скорбящей Марии Магдалины.
Майя Новик