
«Есть очень много причин, почему Кристофер Нолан войдет в историю. И не только потому, что он выдающийся режиссер, и он придумал свой киноязык интеллектуальных блокбастеров. Во-первых, Кристофер Нолан был человеком, который в 2020 году вернул зрителей в кинотеатры во время пандемии фильмом “Довод” [(Tenet, 2020)]. Во-вторых, Кристофер Нолан был, остается и будет режиссером, который придумал структуру историй, когда зрители ходят в кино больше одного раза», — рассказал Москвитин.
Кинокритик подчеркнул, что фильмы Нолана являются самыми пересматриваемыми среди блокбастеров, потому что в них всегда присутствует скрытый смысл. «В-третьих, он режиссер, который смог объединить физику и лирику, потому что, хотя во всех его картинах есть математическое мышление, есть огромные знания науки, дотошность и системное мировоззрение», — отмечает эксперт.
Язык любви в картинах Нолана
Кроме того, в картинах Нолана всегда рассказывается история любви. Например, в фильме «Начало» (Inception, 2010), как отмечает Москвитин, можно увидеть сюжет из древнегреческой мифологии — историю любви Орфея и Эвридики, где также, как и в киноленте, герой должен спасти супругу из ада.
«Это история угасания любви, как в фильме “Мементо” (“Помни” в российском прокате (Memento, 2000) — прим. ТАСС), где герой хочет отомстить за свою любовь и смириться с тем, что она потеряна, избавиться от своего чувства вины. Это история из “Довода”, где в какой-то момент спасение ребенка становится важнее спасения мира. И это, конечно же, “Оппенгеймер” [(Oppenheimer, 2023)], где мы видим героя, который одержим страстями и выбирает между семьей и служением большой миссии», — рассказал Москвитин.
Например, в фильме «Интерстеллар» (Interstellar, 2014) Нолан показывает любовь как условную единицу отсчета, эквивалентной расстоянию и времени. «И в итоге он явно, зная это, экранизирует строчку из “Божественной комедии” Данте Алигьери — “Любовь, что движет Солнце и светила”. Потому что именно любовь возвращает героя на землю, заставляя искажаться пространство и время», — добавил эксперт, отметив, что Кристофер Нолан — это пример «математика и романтика».
Любой бюджет за ваши фильмы
По мнению кинокритика, одна из «привилегий» Нолана в кино — согласование любых бюджетов и замыслов для создания своих проектов. «Он остается единственным режиссером, которому дают добро на абсолютно любые бюджеты и любые идеи. То есть он человек-бренд, и благодаря этому он, кстати, один из немногих режиссеров, кто снимает не продолжение каких-то чужих историй, хотя он этим тоже занимался, когда его звали делать “Бэтмена”, а новые, совершенно оригинальные сюжеты», — продолжил Москвитин.
Процент режиссеров, которые снимают картины по оригинальному сценарию сегодня низок, отмечает кинокритик. «Всего лишь 5% из всех сборов приходится на оригинальные идеи. 95% доходов в кино это разного рода комиксы, перезапуски и фантастика, у которой уже есть литературная основа», — добавил он.
Среди интересных фактов о режиссере Москвитин также отметил «семейный подход» Нолана к работе. «Забавно и трогательно, что он работает вместе со своей женой — она его продюсер. Еще у него есть брат, с которым они иногда пишут истории, и его брат тоже работает со своей женой. Так что это два таких джентльмена, старомодных семьянина, на которых можно опереться всему киномиру», — резюмировал Москвитин.
О Нолане
Кристофер Нолан — один из самых влиятельных режиссеров современности, чьи фильмы отличаются сложными сюжетами и визуальной эстетикой. Он родился 30 июля 1970 года в Лондоне, с детства увлекался кинематографом. Уже в юности начал снимать короткометражки на 8-мм камеру.
Его первый полнометражный фильм, «Преследование» (Following, 1998), привлек внимание критиков благодаря нестандартной структуре повествования. Однако настоящий режиссерский успех случился с выходом «Помни», который получил номинацию на премию «Оскар» за лучший сценарий.
В последующие годы Нолан создал такие культовые картины, как трилогия о Бэтмене («Бэтмен: Начало» (Batman Begins, 2005), «Темный рыцарь» (The Dark Knight, 2008), «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises, 2012)), а также шедевры научной фантастики — «Начало» и «Интерстеллар».
