
Представьте, что наши предки однажды не поставили бы под сомнение утверждение, что земля плоская, зиждется на трех китах, а солнце и луна вращаются вокруг планеты. Как минимум, мы не смогли бы гордиться полетом Юрия Гагарина. Именно люди с критическим мышлением совершали прорывы в науке, развивали все сферы жизни и при этом не боялись признать свои ошибки. А уж если были уверены в сделанных выводах, то твердо стояли на своем. Вспомните великого Галилея и его упрямое «А все-таки она вертится». Давайте разберемся, в чем суть, основные навыки, техники и приемы критического мышления, как его развить у детей и взрослых, и зачем это нужно сегодня, когда анализ информации можно доверить искусственному интеллекту.
Что такое критическое мышление простыми словами
Критическое мышление — это способность анализировать информацию, идеи и убеждения, тщательно оценивая их достоверность, логичность и обоснованность. Оно предполагает не просто принятие или отвержение информации, а глубокое и всестороннее рассмотрение, включая поиск доказательств, оценку аргументов и формирование собственных выводов.
Идеи, связанные с критическим мышлением, развивались на протяжении веков, начиная с античных философов, таких как Сократ, который подчеркивал важность questioning (постановки вопросов) и поиска истины. В начале XX века американский философ и педагог Джон Дьюи внес значительный вклад в развитие этой концепции. Он называл критическое мышление «рефлексивным» и описывал его как активный, внимательный и систематический процесс анализа идей, убеждений и знаний с целью достижения объективных выводов. Дьюи считал, что развитие критического мышления — одна из ключевых целей образования, так как оно способствует личностному росту и прогрессу общества.
Простыми словами, критическое мышление — это умение:
- задавать вопросы и сомневаться в информации, даже если она кажется общепринятой;
- рассматривать проблему с разных точек зрения;
- оценивать свои собственные убеждения и быть готовым их пересматривать;
- делать выводы на основе фактов и логики, а не эмоций или мнений большинства.
Как метко заметил Игорь Губерман: «Сомненье — лучший антисептик от загнивания ума». Но важно помнить, что критическое мышление — это не просто сомнение, а конструктивный процесс, направленный на поиск истины и принятие обоснованных решений.
Когда пригодится критическое мышление
Можно смело утверждать, что способность мыслить критически полезна во всех сферах жизни. Пожалуй, кроме любви. Впрочем, и это спорно. Этот гибкий личностный навык позволяет принимать взвешенные решения на основе сделанных выводов, находить причинно-следственные связи и на основе логичных доводов аргументировать свою позицию, четко формулируя мысли. Давайте рассмотрим примеры применения критического мышления.
На работе
Эксперты ставят критическое мышление на первую строчку в ТОП-5 навыков успешного специалиста будущего (1). Умение находить новые подходы к решению задач и принимать нестандартные решения зачастую обеспечивают конкурентное преимущество и приводят к успеху бизнеса. Способность аргументированно доказывать свою позицию помогает в ведении деловых переговоров.
Помимо этого, критическое мышление позволяет избежать ошибок через оценку неточной или неполной информации. Например, для внедрения инноваций сотрудник, способный подвергнуть сомнению существующие процессы, собрать недостающие сведения для принятия оптимального решения, бесценен. Происходит это через постановку безоценочных вопросов: «Что мы знаем, а чего не знаем?», «Что можно изменить и что поменяется?», «Что можно сделать для улучшения результата?».
В учебе
Критическое мышление позволяет не просто запомнить новую информацию, а проверить ее в других источниках, переработать, осмыслить теорию и суметь применить на практике. Как правило, такие студенты неудобны — задают много вопросов, подвергают сомнению слова преподавателя, спорят, если не согласны. Хотя именно таких «вредных» и надо поощрять в их стремлении видеть слабые места даже в авторитетной позиции, аргументировать собственную, обобщать и структурировать знания.
В жизни
Мы живем в плотном информационном потоке. Каждый день приходится принимать десятки решений: что одеть, что купить, какую книгу прочесть, куда пойти с друзьями. Критическое мышление помогает не стать жертвой рекламы, дистанцироваться от мнения большинства, поступать вопреки общепринятым установкам, распознать манипуляции и не поддаться на действия мошенников. Кроме этого, способность критически мыслить позволяет сохранить ментальное здоровье, следуя своим интересам.
Суть критического мышления: стадии
В основе критического мышления лежит осознанность, умение отследить и упорядочить собственные мысли. Вместо сиюминутных выводов — взвешенная оценка ситуации перед принятием решения. Этот процесс состоит из следующих стадий (2).
1. Понимание
При восприятии сути информации важно определить цель, тему, предмет, контекст, аудиторию, автора, тон обращения и источник. Затем выделить основные понятия и факты, детали и слова.
2. Интерпретация
На этой стадии происходит осмысление данных, выявление идеи, основных тезисов и аргументов, доказательств и рекомендаций. Происходит анализ структуры и логики, связности и точности сообщения.
3. Оценка
Исследование информации через проверку достоверности, полноты, актуальности и объективности. Через сравнение различных точек зрения происходит оценка достоинств и недостатков приведенных аргументов, силы и слабости позиций сторон.
4. Применение
Использование полученной и переработанной информации для решения проблем, выполнения задач или создания новых продуктов через выработку плана действий с учетом вероятных рисков и альтернативных событий.
Последовательность этих стадий может быть любой в зависимости от конкретной ситуации. Они могут переплетаться и повторяться. Важно в процессе рефлексии целостно осмыслить и обобщить информацию, проявив свое отношение к вопросу.
Основные навыки критического мышления
Человек с развитым критическим мышлением открыт новым знаниям, идеям и мнениям, даже не совпадающим с его убеждениями. Его отличает творческий подход к решению задач и устойчивость к кризисам, манипуляциям и лжи. Благодаря способности быстро и осознанно обрабатывать информацию, он ясно выражает свои мысли, при этом проявляет гибкость в спорах. Рассмотрим основные навыки критически мыслящих людей.
- Наблюдательность и внимательность к деталям. Этот навык лежит в основе получения и обработки информации.
- Анализ и сравнение. Способность сверить информацию с другими источниками и провести анализ полученных сведений и фактов, оценить и обобщить для дальнейших выводов.
- Логика позволяет ясно связать причины и следствия, отсечь несущественные детали.
- Коммуникативные навыки важны для командной работы, способствуют убедительному донесению своих идей и суждений до оппонентов.
- Развитый интеллект и широкий кругозор обеспечивают глубину суждений и ясность ума.
- Достижение результата — основная мотивация критически мыслящих людей. При этом они не боятся нести ответственность в случае неудачи. При этом навык решения проблем заставляет искать новые пути для достижения цели.
- Самостоятельность позволяет не зависеть от общепринятых установок и мыслить нестандартно.
Что мешает критическому мышлению

Как отмечает доктор психологических наук, доцент Дарья Еремина, критически мыслить нам мешает, во-первых, недостаточность знаний.
— Во-вторых, эмоциональная окрашенность ситуации. Когда человек слишком вовлечен, то склонен искаженно воспринимать информацию. И третье — это наличие когнитивных искажений, при которых наши суждения о каких бы то ни было явлениях и процессах перестают быть объективными. Например, черно-белое мышление, когда существуют лишь две крайности — хорошее и плохое, доброе и злое. Либо генерализация — когда мы распространяем информацию, касающуюся одного факта на другие, что содержит в себе логическую ошибку, — поясняет эксперт.
Когнитивные искажения
Современный человек живет в условиях перманентного стресса и хронической нехватки времени. Чтобы сократить энергетические и умственные затраты, необходимые для критической оценки ситуации, услужливый мозг подсказывает шаблонные решения. Они основаны на предыдущем опыте, пережитых эмоциях и стереотипах. В результате происходит искажение объективного восприятия реальности, что приводит к тревожности, преувеличению важности неудач и снижению самооценки.
- Среди наиболее частых когнитивных искажений можно назвать предвзятость — когда человек отметает информацию, которая противоречит его убеждению. Как правило, это касается эмоционально значимых вопросов. Когда человек сталкивается с противоположной точкой зрения, у него активизируются те же участки мозга, что и при физической боли. Поэтому люди стараются избегать информации, которая не вписывается в их привычную картину мира.
- Еще одно частое когнитивное искажение — страх перемен. Пожалуй, во все времена неизвестное представлялось как угроза для жизни. Люди предпочитают нововведениям привычный уклад, преувеличивая возможные неудобства и игнорируя выгоды.
- В случае ошибки выжившего люди концентрируются исключительно на успешных примерах, не обращая внимания на неудачи. Восприятие части информации — только о выживших, не замечая погибших — нередко приводит к слепому следованию рецептам «успешного успеха». На этом нередко зарабатывают бизнес-тренеры, коучи и прочие инфоцыгане.
- На принятии решений может негативно отразиться эффект привязки, когда человек опирается на «давно всем известную» информацию. Такое искажение приводит к предвзятости и упрощенному мышлению. К тем же автоматическим умозаключениям может привести эффект ореола, когда одни качества человека переносятся на другие сферы его жизни.
Логические ошибки
Поскольку именно логика лежит в основе осмысления информации с последующими обоснованными выводами, то логические заблуждения мешают мыслить критически. Одним из самых популярных сбоев остается переход на личность, когда человек нападает с оскорблениями на оппонента, приводящего аргумент, вместо рассмотрения вопроса по существу. Рассмотрим другие логические ошибки.
- Соломенный человек — это заблуждение, когда аргументы оппонента искажаются, чтобы их было легче опровергнуть. Часто обоснованные аргументы подвергаются дискредитации для манипулирования общественным мнением.
- В основе ошибки ложной причины лежит предположение, что раз одно событие следует за другим, то первое вызвало второе. При этом это далеко не всегда предполагает наличие причинно-следственной связи, а бывает простым совпадением.
- Вывод, сделанный на основе малой выборки и недостатка доказательств, приводит к ошибке поспешного обобщения. Это порождает неточные суждения и заблуждения.
- К ложным выводам может привести ошибка апелляции к авторитету, когда человек слепо верит утверждению, которое поддерживает авторитетная фигура.
- Заблуждение скользкой дорожки основано на предположении, что одно действие приведет к ряду тяжких последствий. При этом подтверждающих эту цепочку событий доказательств нет. Это мешает принятию оптимальных решений.
- И, наконец, предвзятость подтверждения заставляет человека искать, трактовать и запоминать информацию, подтверждающую его собственные убеждения, при этом игнорируя противоречащие им факты. Это приводит к искаженному восприятию и мешает критической оценке действительности.
Психологические факторы
Критическое мышление — это выход из зоны комфорта. Людям нравится быть всегда правыми, это повышает их самооценку, а мозг готов выдать уже готовые выводы. К тому же сомнения в истинности своих убеждений могут привести к крушению идеалов и ценностей, впитанных с молоком матери. Да и думать «на автомате» намного привычней и проще, чем всесторонне анализировать и искать подтверждение информации, поступающей извне. Но не стоит забывать, что отсутствие логики, невнимательность к деталям, неточность в суждениях не помогут добиться успеха ни в учебе, ни в профессии.
Критически мыслить часто мешают эмоции. Для умения признать существование различных точек зрения на одну проблему необходим самоконтроль. Сложно принять знания, которые противоречат устоявшимся убеждениям. Пережить это бывает непросто. Особенно, когда новое знание ставит под сомнение то, что человек считал «здравым смыслом». В этот момент эмоции мешают ясно и четко мыслить.
Страх показаться глупым и смешным часто мешает человеку высказать свое мнение. А желание быть таким же, как все, ставит бетонную стену на пути развития критического мышления. Чтобы пойти против общественного мнения надо быть смелым человеком. Выпасть из общего шаблона психологически нелегко. Поэтому люди в поисках элементарной безопасности стремятся примкнуть к большинству, где независимость мышления не приветствуется.
Техники, приемы и методы критического мышления с примерами
Для развития критического мышления есть множество техник и приемов — мозговые штурмы, интеллектуальные разминки, собирание «Корзины идей», составление эссе, групповое чтение с остановками на разбор текста по вопросам, построение логических цепочек и выявление причинно-следственных связей. Все они направлены на приучение мозга всесторонне обрабатывать информацию и делать максимально объективные выводы. Рассмотрим некоторые из их детально.
Техника «Пять почему»
Метод «Пять почему» был разработан Сакити Тойодой — основателем Toyota. Он считал, что для эффективного решения проблемы важно найти ее первопричину, а не просто устранять поверхностные симптомы. Для этого нужно пять раз задать вопрос «Почему?», чтобы докопаться до сути. Ответ на пятый вопрос, как правило, помогает выявить коренную причину, устранить проблему и предотвратить ее повторение в будущем.
Например, рассмотрим проблему: «Мне прислали штраф за превышение скорости».
1. Почему? — Я мчался, потому что опаздывал на работу.
2. Почему? — Я проспал.
3. Почему? — Будильник не прозвонил, потому что села батарейка.
4. Почему? — Я забыл ее заменить.
5. Почему? — Я не проверил батарейку заранее, потому что не привык планировать такие вещи.
В этом примере пятый вопрос помогает выявить более глубокую причину — отсутствие привычки планировать и проверять важные детали. Это позволяет не только решить текущую проблему, но и предотвратить подобные ситуации, например, выработав привычку регулярно проверять батарейки в устройствах.
Прием «Скелет рыбы»
Метод также родом из Японии. За основу взята схема в виде рыбьего скелета. Цель приема — визуально установить причинно-следственные связи между анализируемым предметом, влияющих на него факторов и сделать обоснованный вывод. Попутно развивается навык анализа информации, постановки и решения проблемы. Прием часто применяется в мозговых штурмах.
Схема состоит из четырех блоков: голова — предмет анализа, верхние косточки — причины, повлекшие проблему, нижние — факты, подтверждающие причины, хвост — вывод.
Например, разбор проблемы человеческой алчности на примере «Сказки о рыбаке и рыбке».
Проблема: ненасытные желания старухи.
Причины: новое корыто; новая изба; быть дворянкой; быть царицей; быть владычицей морскою.
Факты: море слегка разыгралось — желание исполнилось; помутилося синее море — желание исполнилось; неспокойно синее море — желание исполнено; почернело синее море — желание исполнено; на море черная буря — перед старухой разбитое корыто.
Вывод: алчность старухи все больше волновала море, и в результате она потеряла все. Чтобы не остаться у разбитого корыта, нужно радоваться исполнению желания, а не злиться, как старуха.
Модель RED
Применяется для оценки развития критического мышления путем тестирования. На основе теста Уотсона-Глейзера (3) разработан метод RED, что в переводе аббревиатуры означает — распознать предположения, оценить аргументы и сформулировать выводы. На первом этапе оценивается умение отделять факты от мнений, замечая нарушение логики и недостаток информации. На втором — умение сохранять объективность при рассмотрении и анализе фактов. На третьем — умение собрать воедино доказательства и сделать верный вывод.
Например, знакомый дает совет начать торговлю на бирже. Задайтесь вопросом, на основании какого опыта он дает рекомендацию. Оцените представленные аргументы, проверьте их достоверность в других источниках, проанализируйте, насколько это отвечает вашим запросам и интересам. Перед принятием решения старайтесь сохранять объективность и убедитесь, что обладаете всеми данными. Поговорите с другими трейдерами, чтобы получить альтернативные мнения. Затем сделайте вывод.
Метод IMVAIN
Метод IMVAIN используется для проверки достоверности информации и был разработан в рамках проекта Center for News Literacy (Центр медиаграмотности) при Университете Стоуни-Брук (Stony Brook University). Этот способ помогает оценивать надежность источников и фактов, задавая ключевые вопросы. Расшифровка аббревиатуры IMVAIN выглядит следующим образом:
I (Independent) — Является ли источник независимым?
Независимые источники, как правило, более надежны, так как они не связаны с интересами сторон, которые могут влиять на подачу информации.
M (Multiple) — Подтверждают ли эту информацию другие источники?
Если несколько независимых источников сообщают одно и то же, это повышает достоверность информации.
V (Verified) — Подтверждены ли факты?
Факты должны быть проверены и основаны на доказательствах, а не на предположениях или слухах.
A (Authoritative) — Насколько авторитетен данный источник?
Источник должен быть экспертом в данной области или иметь репутацию надежного поставщика информации.
I (Informed) — Откуда взята информация?
Важно понимать, откуда источник получил данные. Если информация основана на первичных источниках (например, официальных документах или интервью с очевидцами), это повышает ее надежность.
N (Named) — Указан ли исходный источник данных и автор?
Анонимные источники или информация без указания автора вызывают сомнения. Надежные источники обычно открыто указывают, кто и откуда взял данные.
Если на один или несколько из этих вопросов получен отрицательный ответ, то информацию стоит проверить.
Метод шести шляп

Позволяет всесторонне рассмотреть проблему, используя различные типы мышления. (4).
1. Белая шляпа — информация и факты.
2. Красная шляпа — чувства и эмоции.
3. Черная шляпа — критика и возможные риски.
4. Желтая шляпа — возможности.
5. Зеленая шляпа — новые идеи и творчество.
6. Синяя шляпа — управление мыслительным процессом.
Например, компания решила сменить фирменный стиль. Участники поочередно используют шесть шляп.
1. Белая — история компании, направление деятельности, целевая аудитория, восприятие бренда на рынке.
2. Красная — участники описывают собственные чувства, догадки, прозрения при взгляде на новые фирменные цвета и символы.
3. Черная — высказывают опасения, что смена стиля приведет к увеличению бюджета на маркетинг и рекламу, а клиентам может не понравиться.
4. Желтая — новый яркий, оригинальный дизайн может привлечь новых клиентов и партнеров, указать на новый виток развития.
5. Зеленая — для сокращения бюджета предлагают использовать собственные информационные площадки — корпоративный сайт, странички в социальных сетях.
6. Синяя — игрок в этой шляпе ставит цель, раздает роли другим участникам, которые собирают все предложения и аргументы для окончательного вывода.
Как развить критическое мышление взрослому человеку
— Взрослый человек может развить критическое мышление, поскольку это не тот навык, который формируется исключительно в детстве, — отмечает Дарья Еремина. — Развитию критического мышления способствует расширение знаний, кругозора, переработка и анализ информации из разных источников. Отделение эмоционального компонента от восприятия ситуации и исключение когнитивных искажений.
Итак, развитию критического мышления помогает:
- Вопросы — умение спрашивать и искать ответы. Вместо принятия информации на веру, спросите: «Какие есть доказательства? Каков источник информации? Какие есть альтернативные мнения? Кому и как это выгодно? Что хочет донести автор?». Ответы помогут более полно представить проблему или ситуацию и сформировать собственное мнение.
- Анализ и оценка аргументов — это трудоемкий процесс. Изучение основных принципов логического мышления, таких как дедукция, индукция и абдукция, помогут развить способность критически мыслить.
- Расширить кругозор и развить интеллект поможет чтение книг, активное слушание и стремление понять разные точки зрения, ведение дискуссий, обмен идеями, аргументированное отстаивание своих убеждений.
- Сомнения в том, что вам говорят, и критическая оценка своих убеждений, помогают разуму анализировать информацию извне и открыться новому, интересному.
- Самопознание с детальным анализом своих ценностей и убеждений, симпатий и антипатий, предпочтений и предубеждений позволит понять, почему на конкретные ситуации вы реагируете именно так, как реагируете на информацию, почему не согласны с иной точкой зрения.
- Оценка силы аргументов позволит быть более убедительным для себя самого и для окружающих.
- Зрите в корень проблемы, стараясь добраться до сути, используя информацию из разных источников.
Развитие критического мышления у ребенка
У детей критическое мышление начинает проявляться в 5—7 лет (5). До этого ребенок лишь тренируется так думать, чему способствует самостоятельный выбор: красную шапку или синюю, манную кашу или овсяную. Важно помнить, что дети — зеркальное отражение родителей. Если те сами не живут по принципу осознанного выбора, не анализируют информацию перед принятием взвешенных решений, то сложно требовать этого от детей.
К школе у ребенка уже достаточно развито образное мышление. Дальше процесс развития нужно усложнять, используя несколько правил.
1. Фокус внимания на себе. Объясните разницу между критикой и критичностью. Первое — это оценка, второе — анализ. Говорите с ребенком. Задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь? Что ты об этом думаешь? Тебе будет комфортно, если ты так поступишь?». Вместе проанализируйте ответы и попросите ребенка самостоятельно сделать вывод. Дайте высказаться, а после можно дать свою оценку происходящему.
2. Получение опыта. Пусть ребенок сам осознает верность суждений взрослого. Прежде чем давать советы, нужно выслушать детское мнение и аргументы. Например, сын не хочет надевать шапку. Позвольте выйти в холод без нее, а затем предложите все-таки надеть. На основании своего опыта он сделает вывод — в шапке теплее.
3. Моральные дилеммы можно практиковать в подростковом возрасте, когда эмоции зашкаливают, настроение часто меняется, а чувства непостоянны. Пусть подросток сам рассуждает над решением проблемы с моральной точки зрения. При этом у моральных дилемм нет правильного решения. Важно обратить внимание на ценности и жизненные приоритеты, которые поставлены во главу угла, на объект критики. Подросток сам должен сделать вывод и обосновать его.
4. Альтернативное решение. Предлагая принять решение, отличное от общепринятого, дайте подростку время для изучения информации и научите донести вывод с использованием аргументов. Это поможет ясно излагать свою точку зрения и донести ее до окружающих.
5. «Расщепление» установки помогает избежать конфликта между общепринятым и индивидуальным. Например, родители говорят: «Ты должен слушать учителей» и следом «Почему ты не думал своей головой?», а затем «Я лучше знаю, как надо». Важно объяснить ребенку значение каждой установки: в первой — учителя дают знания, ради которых и посещают школу, поэтому важно их слушать. Во второй — не всегда правильно быть, как все. Намного важнее — следовать своим интересам и поступать по совести. В третьей — признать, что были не правы, лишая ребенка возможности принять решение, опираясь на собственный опыт, и обсудить это.
Рекомендации эксперта
— В норме ребенок растет, развивается и усваивает идеи и знания об окружающем мире сначала от родителей, затем в школе и далее по жизни. По мере накопления в сознании разных идей, по мере формирования навыков критического осмысления информации, сопоставления данных, обнаружения логических ошибок, противоречий, поисков доказательств, всех «за» и «против», ребенок обучается отличать правдивую информацию от лживой, — поясняет процесс формирования критического мышления Дарья Еремина.
— Критического осмысления мира может не произойти, если среда, где растет ребенок, обеднена знаниями, когда дети не получают хорошего образования с формированием соответствующих навыков, не участвуют в игровой и социальной деятельности. И конечно, когда ребенок воспитывается в условиях строгой идеологии. Утрированный пример — секта, которая пропагандирует строгие правила и нормы жизни, отличные от норм другого общества. Тогда вполне вероятно, что навыки критического мышления будут не развиты, — называет причины эксперт.
Одним из эффективных методов развития критического мышления Дарья Еремина называет поиски доказательств всех «за» и «против», когда каждое утверждение рассматривается с точки зрения фактов, его подтверждающих, или опровергающих.
— Еще один метод подразумевает как поиск логических и рациональных подтверждений, так и эмоциональных аргументов, — добавляет эксперт. — И самое эффективное средство — вдумчивые, на равных, разговоры с детьми.
Главное о критическом мышлении
— Отчасти без критического мышления жить проще, но сильно менее адаптивно и конструктивно мы можем функционировать, — резюмирует Дарья Еремина. — Критическое мышление позволяет нам осмыслять поступающую извне информацию, сопоставлять ее с реальным положением дел и отличать истину от лжи.
Что важно помнить о критическом мышлении и его развитии:
1. Автор термина философ и педагог Джон Дьюи объяснял критическое мышление, как сдержанное, внимательное и последовательное рассмотрение любого убеждения, знания и верования с последующим объективным выводом и считал его конечной целью образования.
2. Способность мыслить критически полезна во всех сферах жизни, поскольку позволяет принимать взвешенные решения, находить причинно-следственные связи и аргументировать свою позицию, четко формулируя мысли.
3. В основе критического мышления лежит осознанность, умение отследить и упорядочить собственные мысли. Взвешенная оценка ситуации перед принятием решения разделена на стадии понимания, интерпретации, оценки и применения на практике.
4. К основным навыкам критического мышления относятся наблюдательность и логика, анализ и сравнение, коммуникабельность и развитый интеллект.
5. Развитию критического мышления мешают различные когнитивные искажения, логические ошибки, эмоции и привычка думать «на автомате».
6. Взрослый человек может развить критическое мышление, поскольку это не тот навык, который формируется исключительно в детстве.
7. Для развития критического мышления с детства важны вдумчивые, на равных, разговоры с детьми.
Список источников
1. Профессиональные компетенции будущего, которые помогут в учебе и работе. MultiWork. Полезный блог для тех, кто учится.
2. Развитие критического мышления. Национальная академия дополнительного профессионального образования.
3. Тест на критическое мышление (Watson Glaser critical thinking test). HRlider.
4. Балашёва М. Приемы критического мышления для повседневной жизни и работы. ЛидерТаск.
5. Пять правил, которые научат ребенка критическому мышлению. b17.ru.
Эксперт: Дарья Еремина, доктор психологических наук, доцент