Композитор рассказал, как создается музыка для фильма

Создание музыки для кино — это сложный и многогранный процесс, который требует не только таланта, но и глубокого понимания киноязыка. Композитор становится соавтором режиссера, помогая формировать атмосферу и эмоциональный фон картины. О том, как проходит этот процесс, рассказал композитор Сергей Штерн, работавший над фильмом «Злой город».

Мадина Эбзеева
Автор ВФокусе Mail

Начало работы

Перед началом работы композитор обычно получает черновой монтаж фильма без музыки, лишь с диалогами и звуковыми эффектами. Иногда режиссер отправляет временную темп-музыку, чтобы задать настроение. В случае со «Злым городом» режиссер Константин Буслов предоставил сценарий заранее, что дало возможность Штерну начать формировать идеи еще до съемок. Об этом эксперт рассказал ТАСС.

Первый этап — просмотр монтажа и процесс «spotting», где композитор и режиссер определяют, где и когда будет звучать музыка. В «Злом городе» музыка занимает более 92 минут экранного времени, что является значительным объемом для полнометражного фильма.

Далее определяется стилистика музыки. Штерн решил разделить музыкальные миры жителей Козельска и монголов, передавая «древнерусскость» защищающихся и агрессию нападающих. Для этого использовались живой оркестр, хор и этнические инструменты, такие как домбра и горловое пение, в сочетании с современными элементами.

От идеи к реализации

Работа начинается с создания главных тем персонажей или ключевых идей. В «Злом городе» первой была написана внутренняя песня героини, которая стала важной нитью всего фильма. Затем композитор создает темы для других персонажей, обеспечивая единую «ДНК» мелодий.

После создания набросков композитор записывает демоверсии и отправляет их режиссеру для утверждения. Этот процесс может занять недели или месяцы. Когда все музыкальные темы готовы, начинается оркестровка, которую в «Злом городе» выполнил сам Штерн. Запись проходила в Будапеште и заняла три дня.

Проблемы и технологии

Работа композитора требует не только музыкальных навыков, но и умения общаться и чувствовать кино. Важно также уметь работать в сжатые сроки. Штерн отметил, что «легких проектов не бывает» — всегда нужно найти решение.

Современные технологии упрощают многие процессы, например, программное обеспечение помогает быстро корректировать звук. Однако, как подчеркнул Штерн, творческую составляющую технологии заменить не могут.

Штерн отметил, что экшен — один из самых сложных жанров, так как требует высокой плотности нот. Важно избегать однообразия и сохранять органику даже в динамичных сценах. Современные технологии позволяют эмулировать живое звучание, но подготовленный слушатель всегда заметит разницу.

Эксперт заключил, что создание музыки для кино — это искусство, требующее таланта, опыта и умения работать в команде. Композитор должен быть не только техническим специалистом, но и полноценным соавтором фильма, помогая раскрыть видение режиссера и усиливая воздействие картины с помощью музыки.

Ранее собранию фортепианных пьес, многим из нас знакомому еще по школьным урокам музыки, исполнилось 150 лет. Эксперты рассказали, как создавалась серия и какие необычные отражения она нашла в современной культуре.