
Это время недаром называли Смутой. Тьма накрыла Русскую державу на долгие годы. Европейские интервенты убивали русских самодержцев и резали их детей. В Москве хозяйничали самозванцы, поляки и «литва». По городам и весям рыскали банды убийц и грабителей. Бояре шли на бояр, казаки — против казаков.
Дошло до того, что оставшиеся еще в сознании русские люди были готовы посадить на трон шведского короля Карла-Филиппа — лишь бы весь этот ужас прекратился. К счастью, ему были поставлены невыполнимые условия — принятие православия.
Под вопросом было само существование русского государства. И в этот час нашлись те, кто сумел объединить «население» в народ и единым фронтом выступить против незваных гостей с запада.
Интервенты в Москве. Кем были они?
Кто же хозяйничал в это время в Москве? Кого автор «Хронографа 1617 года» называл «литвой»? Оказывается, среди интервентов были самые разные народы, причем большая часть из них наверняка знакома читателям по учебникам «Новейшей истории».
Когда 20 августа Дмитрий Пожарский подвел свое войско к Москве и расположил его между Арбатскими и Чертольскими воротами, навстречу ему из Вязьмы вышло 12-тысячное польское войско под командованием гетмана Яна Ходакевича — выходца из Великого княжества Литовского. Ходкевич был представителем древнего рода польско-литовских шляхтичей. Род Ходкевича происходил из киевских бояр.
Основную часть его войска составляла конница:
украинские казаки: запорожцы и черкасы,
конные польские отряды,
венгерская кавалерия,
пехота Ходкевича состояла из наемников, среди которых были литовцы (литвины), немцы, поляки и венгры.
Еще 3 тысячи хорошо вооруженных поляков засели в Кремле.

Из каких народов состояло войско Минина и Пожарского
Ядро ополчения стараниями Дмитрия Пожарского было сформировано из профессиональных русских военных.
Среди них были:
ратники из занятого поляками Смоленска. Они не пожелали служить полякам и ушли в Арзамас;
ратники из города Дорогобуж. Этот город под Смоленском тоже был занят поляками;
ратники из подмосковной Вязьмы — в Вязьме в это время стояли польские войска;
гарнизон Нижнего Новгорода — примерно 750 человек;
ратники из Соль Вычегодска;
ратники из Вологды;
ратники из Коломны;
ратники из Рязани;
московские стрельцы;
стрельцы из окраинных городов государства;
московские казаки.
Правда, казаков было немного и только из Москвы. Потому что к этому времени вольные казаки настолько скомпрометировали себя разбоями, грабежами, интригами и предательством, что веры им не было. И даже на поле боя под Москвой Пожарский отказался соединять свои войска с казаками князя Дмитрия Трубецкого, предвидя, что те либо предадут, либо побегут. В ополчении же было решено стоять насмерть.
Историк Сергей Соловьев даже указывал, что ополчение было направлено «столько же, если ещё не больше, против казаков, сколько и против польских и литовских людей».
Правда, Пожарский усилил войско Трубецкого пятью сотнями конных ратников.
Таким образом, было сформировано войско из 5 000 профессиональных военных. По мере приближения войска воеводы Пожарского к Москве в него вливались жители других городов: Ремшы, Костромы, Балахны, Юрьевеца, Ярославля и ряда мелких городов.
Но это все были русские люди. Были ли в войске другие народы России?
Были.
Были казанские татары. Казань стала одним из первых городов, получившая воззвание Козьмы Минина. Более того, она даже претендовала на то, чтобы стать центром сопротивления вместо Нижнего Новгорода.
были волжские татары,
были мари,
чуваши,
коми,
мордва,
башкиры.
В этом смысле войско было многонациональным, но ядро его состояло почти целиком из великороссов.

Битва
Конечно, вооружение у ополченцев было разное. Профессиональные ратники получали хорошее жалование — от 30 до 50 рублей за поход. Дом в те годы стоил от одного рубля. Поэтому они были хорошо вооружены.
Но ополченцы, присоединявшиеся к войску по пути к Москве, были одеты и вооружены кто во что горазд. Немудрено, что изначально поляки не восприняли войско всерьез. Командир засевшего в Кремле польского гарнизона вельможный пан Иосиф Будило даже отправлял Пожарскому письмо, где с издевкой предлагал тому распустить войско «до сохи».
По численности русское войско уступало полякам — против 15 000 выступило от 8 до 10 тысяч ополченцев.
Кроме этого, поляки через верных лазутчиков тут же списались с гарнизоном в Кремле и договорились, что кремлевский гарнизон ударит русскому войску в спину, когда те ослабеют.
На первый взгляд могло показаться, что ополчение будет разбито, но тут надо брать во внимание настрой, который царил в рядах русского войска. Каждый из воинов только что дал клятву биться до смерти.
Поляки же вместе с украинцами и наемниками хоть и были профессиональными военными, особого энтузиазма не испытывали. Москва уже была разграблена на десять рядов, брать там было нечего. А умирать стылым осенним днем под ее стенами никто не хотел.
Тем не менее, поляки дрались умело и профессионально. Сражение началось 4 сентября 1612 года (по новому стилю) и длилось три дня. За это время русские войска не раз подвергались опасности быть разбитыми наголову. В один из критических моментов их спас удар тех самых пятисот всадников, которых Пожарский выделил Трубецкому. Они не только смяли поляков, но и увлекли за собой многих казаков, до этого безучастно наблюдавших избиение русского войска с берега Москвы-реки. А когда стало совсем невмоготу, над полем сражения разнесся колокольный звон — это монахи Тройцко-Сергиевой Лавры с ближайших колоколен призывали русских людей не выпускать из рук оружие и стоять до последнего за родную землю.
С большими потерями 6 сентября поляки отступили к Донскому монастырю, а затем ушли к Воробьевым горам. 7 сентября Ходкевич увел свое войско через Можайск и Вязьму в Польшу.
На приступ!
Пожарский знал, что у польского гарнизона в Кремле нет продовольствия, поэтому в первую очередь приступил к сооружению земляных валов и укреплений — поляки могли вернуться с подкреплением. Одновременно с этим шли активные переговоры об объединении войска ополчения с казаками. Как только соглашение было достигнуто, войска пошли на приступ Китай-Города. 4 ноября 1612 года он был взят, а еще спустя 2 дня поляки сдались.
Интересный факт — с момента ухода Ходкевича и до капитуляции поляков Москва фактически управлялась трумвиратом — боярином Трубецким, воеводой Пожарским и выборным посадским человеком Козьмой Мининым.
После победы над врагом 14 ноября в Москве прямо на Красной площади состоялся благодарственный молебен, после которого под бой пушек и звон колоколов народные герои парадом торжественно вошли в Кремль. Земское ополчение во главе с Пожарским и Мининым прошло по Арбату, а затем въехало в Крмель через Спасские ворота (тогда они назывались Фроловскими). Казаки с князем Трубецким въехали в Кремль через Боровицкие и Троицкие ворота. Внутри их ждали поляки, склонившие головы и сложившие к ногам ополченцев свои знамена.
Между прочим, казаки позже все же сыграли свою роль. Это они возвели на русский трон род Романовых. Когда Земский собор, выбирающий нового царя, зашел в тупик, именно казаки на круге выбрали на царство боярина Михаила Романова. После чего казаки привели с собой вольное казачье войско и буквально заставили собор принять кандидатуру нового царя. Смута осталась позади.
