
Однако некоторые категории учащихся освобождены от ответственности — дошкольники, младшеклассники, дети с ограниченными возможностями здоровья, а также те, кто находится на больничном, каникулах или в академическом отпуске.
Каждое нарушение рассматривается индивидуально. Перед применением санкций администрация учебного заведения обязана запросить письменные объяснения от ученика — для несовершеннолетних в присутствии родителей. Если ответ не поступит в течение трех рабочих дней, будет составлен акт об отказе. Решение о наказании принимается не позднее месяца с момента выявления проступка и не позже шести месяцев с его совершения.
Особое внимание уделяется отчислению как крайней мере. Оно возможно только для учащихся старше 15 лет при систематических нарушениях, негативном влиянии на коллектив и после учета мнения родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. При этом школа обязана уведомить местные органы образования, чтобы обеспечить дальнейшее обучение отчисленного.
Член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман отметил, что дисциплинарные меры — вынужденная, но необходимая практика. «Опыт показывает, что без наказаний обойтись невозможно. Важно сочетать “кнут и пряник”», — отметил он, поддержав возвращение оценок за поведение, но подчеркнув необходимость тщательной проработки критериев оценивания.
Пилотный проект по введению оценок за поведение, стартующий в 2025 году в нескольких регионах, позволит протестировать разные подходы, считает сенатор Людмила Скаковская. «После этого последует открытое обсуждение с педагогами и родителями, чтобы оценить психологическое воздействие и целесообразность распространения инициативы», — пояснила она.
Ранее депутаты предложили Минпросвещения и Рособрнадзору пересмотреть пятибалльную систему оценок по физкультуре, ИЗО, музыке и труду. В Думе также хотят запретить продажу газировки и чипсов в школьных буфетах.

