Как быстро выучить стих наизусть: 8 эффективных способов

Одни люди заучивают стихи за считанные минуты, другие тратят на это часы и даже дни. Разбираемся, почему не получается запомнить текст сразу и как быстро его выучить.

Авторы и эксперты
Марина Саламаха
Автор ВФокусе Mail
Эксперт ВФокусе Mail
Девушка читает стихи в книге.
Существует немало способов, использование которых позволяет запомнить стихи быстро и надолго.Источник: unsplash

Стихи — это не только причудливое сплетение слов, но и хорошая тренировка памяти. Поэзия, обогащая духовно и интеллектуально, сопровождает нас с самого детства. Но, несмотря на это, у многих детей и взрослых возникают трудности с запоминанием стихотворений. Рассказываем, откуда берутся подобные сложности, как выучить стих быстро и, главное, не забыть выученное.

Почему может не получаться запомнить стих

Заучивать стихи мы начинаем с самого раннего возраста — это в идеале. Начав с «Ладушки, ладушки, где были — у бабушки..», дети в дошкольном возрасте довольно легко запоминают четверостишья на слух — еще до того, как научатся читать. Но больше всего стихов мы учим, конечно, в школе.

Не секрет, что школьникам на запоминание одних и тех же стихов требуется разное время — одним достаточно перемены, другие тратят целый вечер. Тут влияют и способности, и тренировка, и величина произведения. Тем не менее трудности с заучиванием стихов у детей и взрослых вполне преодолимы, но сначала нужно разобраться, почему на их запоминание тратится уйма времени и сил.

  • Каждый стих имеет определенный ритм, рифму и размер (систему стихосложения). Обычно они помогают запоминанию, но есть люди, которым стихотворные произведения кажутся неестественными и сложными.
  • Если содержание стихов не соответствует возрасту или культурному уровню человека, они сложны для понимания и запомнить их вдвое сложнее. Именно поэтому каждому возрасту соответствуют свои стихи. Чем старше становятся дети, тем более серьезные (в смысловом плане) им предлагаются произведения. С взрослыми происходит то же самое — метафорические и философские стихи, понимание которых требует определенного культурного багажа, запомнить куда сложнее, чем, например, популярные песни.
  • Плохо развитая память, рассеянное внимание и неспособность концентрироваться существенно усложняют запоминание стихов. Неумение удерживать в памяти большие объемы информации не позволяют быстро запоминать строки и их последовательность.
  • Сложности с запоминанием часто возникают из-за отсутствия интереса или мотивации. Если стих не вызывает никаких эмоций, а его заучивание становится обязанностью, выполнением заданного — эффективность запоминания резко снижается.

Как быстро и легко выучить стих наизусть ребенку или взрослому

Большинство людей учат стихи бессистемно — то прочитывая сразу несколько строк, то упорно повторяя всего несколько слов. Такой хаотичный подход затрудняет заучивание, занимает много времени и сил. Вместе с тем, существует немало способов, использование которых позволяет запомнить стихи быстро и надолго.

— Выбор техники зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации, — считает Денис Пелихов, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета. — Кто-то хорошо запоминает текст, когда видит его расположение на странице, кому-то легче запомнить услышанное (для такого человека хорошим подспорьем будут аудиокниги). Возможно, для кого-то движение руки и проговаривание текста про себя тоже будет эффективным приемом его запоминания.

Классический способ

Прежде чем использовать дополнительные инструменты для заучивания стихов, попробуйте классическую схему:

1. Прочтите стихотворение от начала до конца. Вникните в него, поймите смысл.

2. Разделите стих на несколько частей. Так, чтобы вам удобнее было запоминать — по два или четыре строки — и учите их по очереди.

3. Выучив две части, повторите их вместе. Выучив третью часть, снова повторите все вместе и т. д.

4. По мере запоминания, все больше и больше «включайте» интонацию, делайте акценты в нужных местах.

5. Выучив один блок, переходите к следующему.

После того как стих выучен, забудьте о нем на несколько часов. А потом снова попробуйте его повторить. Раз, другой, третий. Не подглядывая в текст. Теперь отложите заучивание до следующего дня — по прошествии суток, прочтите стихотворение снова.

Жесты

Заучивая стих, можно двигаться по комнате, шагая или размахивая руками в такт. Повторяя строчки, помогайте себе жестами, стараясь, чтобы они соответствовали смыслу. Такой прием помогает запоминать материал, делая по тексту своеобразные «зарубки» или мнемоточки. Постепенно убирайте жесты по мере заучивания. Оставьте только те, которые пригодятся вам для прочтения стихотворения на оценку/публику.

Рисование

Для запоминания любой информации можно использовать мнемотехнику. Например, иллюстрирование текста. Если нарисовать картинку, отражающую содержание стихотворения, заучивание станет более быстрым и интересным процессом. Такой метод особенно хорош для детей. На картинке также рекомендуется написать в нужных местах союзы и междометия — их ребенок особенно часто пропускает, выбрасывает из текста.

Театральный подход

Этот метод подойдет для детей. В качестве реквизита — куклы и прочие игрушки, которые могут пригодиться по ходу текста. Также можно использовать различные предметы обихода и вырезать необходимые декорации. Этот вариант похож на предыдущий, но здесь вместо рисунков — мини-представление, в ходе которого ребенок быстро и без особых усилий запоминает текст.

Ассоциации

Попробуйте придумывать для фраз и слов, встречающихся в стихотворении, близкие вам ассоциации. Визуализируйте текст мысленно, для каждой строки придумайте свою картинку.

Мелодия

Тексты песен всегда запоминаются проще и быстрее, чем просто стихи. Но практически из любого стихотворения можно сделать песню — придумав простую и удобную для запоминания мелодию. Пропойте стихи несколько раз, и, когда сделаете это без запинки, попробуйте прочесть стихи без напева.

Женщина за столом с котом запоминает стихотворение.
Переписывая стихотворение, человек активизирует моторную память.Источник: unsplash

Переписывание

Это не только метод заучивания, но и развитие моторики, а главное — путь к более глубокому пониманию текста. Переписывая стихотворение, человек активизирует моторную память, которая позитивно влияет на запоминание. Кроме того, переписывание позволяет расширять словарный запас и лучше усваивать сложные обороты речи.

Смена окружения

Читайте заучиваемый стих в разном окружении — друзьям, в парке или стоя перед зеркалом. Это поможет преодолеть неуверенность и избежать волнения в момент прочтения, кроме того, текст более надежно отложится в памяти.

Можно ли выучить большой стих за 5—10 минут

Если у человека хорошая память, он без проблем выучит даже большой стих за 5—10 минут. Конечно, многое зависит от генетических особенностей и тренировки, но и кое-какие инструменты в этом деле помогают.

Чтобы быстро выучить большое стихотворение, нужно:

  • Медленно и вдумчиво прочитать текст, вникнуть в его смысл и понять, о чем хочет рассказать поэт — каков сюжет и главная мысль произведения.
  • Разделить стих на части, заучивая его по несколько строк и повторяя их с интонацией и акцентами.
  • Быстро связать информацию с образами, провести ассоциации, дополнить чтение жестикуляцией.
  • Записать стихотворение на диктофон и прослушать его в записи.

— Запоминать стихи хорошо помогает прослушивание аудиозаписей актерского исполнения стихов. С детьми можно использовать игровые формы — чтение по ролям, разыгрывание сценок, — рассказывает Денис Пелихов. — Например, когда мы учим стихотворение с дочерью, то используем элементы подвижной игры: произносим строчки поочередно, бросая друг другу мячик или какую-нибудь небольшую мягкую игрушку, затем увеличиваем объем произносимого текста и читаем уже по двустишиям, а затем и по целым строфам.

Стих, выученный за 5—10 минут, попадает в кратковременную память, поэтому быстро забывается. Чтобы запомнить стих надолго, нужно использовать особую методику повторения, о которой мы расскажем дальше.

Как не забыть выученный стих

Выученные стихи со временем забываются — через день, неделю, месяц. По прошествии лет, мы забываем все ранее заученное или помним лишь отдельные строки. Но есть несколько эффективных приемов, которые помогают на протяжении долгого времени (в идеале — никогда) не забывать заученные стихотворения.

— Наша память лучше хранит стихи, которые нам понятны и близки. Мы долгое время помним произведения, находящие отклик в душе и совпадающие с нашим мировосприятием, — считает Денис Пелихов. — Существенную роль также играет форма стихотворения, его техническая сторона. Например, гораздо легче мы запоминаем короткую рифмовку, чем стихи с длинными строфами или произведения, написанные без рифмы — белым стихом или верлибром.

«Повторение — мать учения» — эти слова, приписываемые древнеримскому поэту Овидию, известны каждому школьнику. И с ними трудно поспорить. Любая усвоенная информация постепенно выветривается из памяти. Чтобы помешать этому процессу, большинству людей требуется снова и снова повторять выученное.

Чтобы запомнить стих прочно и надолго, можно воспользоваться методом интервального повторения, который предписывает повторять заученный стих через промежутки времени:

  • первое повторение — в день заучивания;
  • второе повторение — через 10 дней;
  • третье повторение — через месяц;
  • четвертое повторение — через 2 месяца.

Этот метод — универсальный, он эффективен не только при запоминании стихов, но и любой другой информации.

Девочка стоит у доски в школе.
Память тренируется не только благодаря запоминанию стихов, но и за счет математических формул.Источник: unsplash

Советы эксперта

Разговаривая с Денисом Пелиховым, мы поинтересовались особенностями заучивания стихотворений детьми и взрослыми, а также спросили о том, нужно ли последним учить стихи наизусть и как это отражается на нашей способности запоминать информацию.

— Память тренируется не только благодаря запоминанию стихов, но и за счет математических формул, числовых последовательностей (например, телефонных номеров), определений терминов и многого другого, — считает эксперт. — И все-таки способность запоминать информацию тренируется главным образом благодаря заучиванию текстов, стихов и прозы. Это действительно очень хороший инструмент тренировки нашей памяти.

По словам Дениса Пелихова, техника запоминания стихов для детей и взрослых не имеет принципиальной разницы и сводится к многократному повторению стихотворных строчек. Но перед этим следует разобрать образы произведения, выяснить значение незнакомых слов и выражений.

Чтобы развить у ребенка интерес к стихам, нужно учить их вместе с ним, читать ему вслух, объяснять и обсуждать содержание прочитанного, посещать библиотечные мероприятия, поэтические спектакли, книжные ярмарки, устраивать викторины по прочитанным произведениям.

— Начинать читать и учить стихотворные произведения с детьми надо как можно раньше, — советует Денис Пелихов. — Здесь важно не только развитие памяти, но прежде всего то, что чтение и заучивание качественной детской поэзии формирует литературный вкус, а главное — прививает любовь к чтению. Если в детстве и в школьные годы упустить время, то впоследствии учить стихи будет труднее.

Наш эксперт считает, что читать и запоминать стихотворения полезно и важно в любом возрасте:

— И тут дело не только в развитии памяти. На мой взгляд, поэзия — это высшая форма существования языка, и человек, не знающий стихов, особенно тех, которые стали неотъемлемой частью национальной культуры, не в полной мере владеет и своим родным языком.

Чек-лист: как выучить стих

Если на заучивание стихов ребенок или взрослый тратит много времени, не может запомнить текст, а при попытке прочесть его наизусть постоянно забывает слова и строки, нужно срочно принимать меры.

1. Память — одна из особенностей мозга, которая зависит не только от генетических особенностей, но и от тренировок. Мозг, подобно мышцам, нуждается в зарядке.

2. Тренируйте свою память не только заучиванием стихов, но и с помощью других инструментов: играйте в интеллектуальные игры, вспоминайте последовательность событий за день, ешьте полезные для мозга продукты — авокадо, чернику, брокколи, грецкие орехи, листовую зелень, яйца, куркуму, лосось, темный шоколад.

3. Чтобы быстро и надолго запоминать стихи, нужно подобрать для себя методику. Если механическое повторение не приносит успеха, используйте рисование, если и это не помогает — пойте, жестикулируйте. Ищите вариант, который оптимально подойдет именно вам.

4. Чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста легко запоминали стихи, нужно подбирать произведения, доступные их пониманию, без новых и сложных слов. Иное дело — старшеклассники: наличие неизвестных и непонятных слов должно стимулировать их любознательность, желание докопаться до истины и, таким образом, дополнительно стимулировать работу мозга.