
Умение составлять план важно как для успешной учебы, так и для работы. Ведь нам часто приходится писать письма, отчеты, готовить доклады для публичных выступлений. План — это способ упорядочить информацию, выстроить логику сообщения и избежать путаницы. Мы обсудили с Валерией Ефремовой, методистом по русскому языку и литературному чтению онлайн-школы «Фоксфорд», как его правильно составить.
Что такое план текста и зачем его составлять
План текста — это его структурированная схема, которая передает основное содержание и включает перечень раскрываемых ключевых идей. Он может состоять из кратких названий разделов или более подробных тезисов, передающих содержание каждой части произведения и содержащих его ключевые эпизоды.
Этот инструмент облегчает работу с текстом и помогает:
- легко ориентироваться в структуре повествования;
- выстраивать последовательную и логичную цепочку мыслей;
- не упустить и не перепутать местами описанные события;
- восстанавливать в памяти содержание прочитанного.
План — это «скелет» будущего доклада или выступления, благодаря чему спикеры:
- избавляются от страха белого листа при подготовке речи;
- сохраняют ясность и структурированность даже в сложных темах;
- удерживают внимание аудитории за счет четкой и логичной подачи материала.
Как отмечает Валерия Ефремова, хороший план выступления защищает докладчика от нежелательных вопросов, поскольку позволяет слушателям найти ответы на все их вопросы.
Умение составлять план развивает навык аналитического мышления, что полезно как в учебе, так и в профессиональной деятельности.
Особенности написания плана текста

Давайте разберем алгоритм работы с текстом, которого придерживаются учителя начальной школы.
- Прочитать текст и понять его содержание. На первом этапе ученики внимательно читают текст, стараясь уловить его основную мысль, тему и главную идею. Они должны найти ответы на вопросы: кто, где, когда, почему, что происходит и в какой последовательности разворачиваются события. Важно также понять, зачем автор написал текст и что хотел донести до читателей. Наш эксперт Валерия Ефремова рекомендует сразу после прочтения текста записать его тему и основную мысль, чтобы они были под рукой во время составления плана.
- Выделить ключевые идеи текста. Часто детям бывает трудно определить начало и конец каждой части. В начальной школе деление происходит по абзацам, но в старших классах задача усложняется. Важно научить детей находить главные идеи, а также различать центральные и второстепенные мысли.
- Определить главное событие в каждой части текста. Ребенок должен понимать, что произошло с главным героем, как изменилась ситуация.
- Озаглавить каждый смысловой блок. Заголовок должен быть кратким, но точно передавать содержание соответствующей части текста. Это может быть как слово или словосочетание, так и целое предложение.
- Проверить последовательность и завершенность. Нужно убедиться, что все части озаглавлены, заголовки не повторяются, а логика изложения соответствует содержанию текста.
- Записать итоговый план. Ученики объединяют все пункты в единый план, выстраивая их в логической последовательности.
- Проверить составленный план. Чтобы убедиться, что получился полный и рабочий план, ученики должны составить пересказ (устный или письменный).
При написании плана своего текста, например, доклада можно воспользоваться следующим алгоритмом.
- Изучите материал и выделите основную мысль. Прежде чем писать текст, внимательно проанализируйте всю найденную информацию. Определите главную идею, на которой будет строиться ваше выступление.
- Решите, для кого вы составляете сообщение: для школьной аудитории, коллег или широкой публики. Подход к изложению будет отличаться в зависимости от ваших задач.
- Разделите материал на смысловые блоки. Выделите основные разделы: вступление, где вы обозначите тему и проблему; основную часть, в которой раскроете свои аргументы и примеры; и заключение, где подведете итоги и сделаете выводы.
- Озаглавьте каждый блок. Запишите краткие заголовки, которые помогут вам четко структурировать содержание и упорядочить мысли.
- Проверьте логику и последовательность. Убедитесь, что блоки выстроены в логическом порядке, а между ними есть связь. Если что-то кажется лишним или неуместным, скорректируйте структуру.
- Создайте итоговый план. Объедините все заголовки и пункты в один документ. Это будет вашим «скелетом», на который вы опираетесь при создании текста.
- Проверьте план на практичность. Представьте, что вы рассказываете материал, опираясь только на план. Если информация понятна, логична и последовательна, план готов.
В зависимости от характера текста и решаемых задач вы можете использовать разные виды планов.
Какие есть виды планов текста

План текста должен быть инструментом, который облегчает выполнение поставленных задач, а не усложняет работу с текстом.
Различают несколько видов планов: назывной, вопросный, опорный, тезисный или смешанный, цитатный. Каждый из них имеет свои особенности и подходит для конкретных задач. Давайте разберем их подробнее.
Назывной план
Это самый простой и интуитивно понятный вид плана. Его пункты — это краткие заголовки, которые передают основное содержание каждой части текста. При составлении назывного плана используются только имена существительные и прилагательные в именительном падеже. Глаголы — отсутствуют.
Назывной план помогает быстро сориентироваться в структуре текста и выделить его ключевые блоки. Он чаще всего используется на ранних этапах обучения. Так дети учатся выделять основные части текста.
Вопросный план
Вопросный план представляет собой перечень вопросов к каждой части текста. Пункты начинаются с вопросительных слов: кто, когда, где, как, почему
Вопросный план полезен при анализе текста, создании инструкций или подготовки к собеседованию. Такой формат помогает глубже понять содержание, сосредоточиться на ключевых моментах и стимулирует интерес к изучению материала.
Опорный план
Опорный план — это более расширенная схема. Она включает не только заголовки, но и дополнительные элементы: цитаты, важные факты, ключевые слова, отрывки предложений, на которые автор будет опираться при составлении текста. Он помогает систематизировать материал, вспомнить содержательную часть текста и в дальнейшем воспроизвести.
На одну и ту же статью у каждого человека может быть свой опорный план. Пункты также могут отличаться по содержанию и длине. Все зависит от особенностей памяти и восприятия человека.
Тезисный план
Каждый пункт тезисного плана состоит из четко сформулированных основных идей или положений, раскрываемых в тексте. В отличие от назывного плана, здесь используются глаголы, что позволяет глубже отразить суть содержания. Пункты формулируются в виде законченной мысли, где подлежащее задает тему, а глагол раскрывает ее.
Рекомендуется писать один пункт плана на одну тысячу знаков текста. Таким образом, для текста объемом 7000 символов оптимально составить семь пунктов. Излишне подробный план может перегрузить работу, усложнив запоминание и использование информации. Тезисный план идеально подходит для аналитических текстов, эссе, докладов и рефератов.
Цитатный план
Валерия Ефремова рекомендует использовать цитатный план при подготовке к экзаменам по литературе, где требуется глубокое знание художественного текста для написания сочинения:
— Этот план включает в себя цитаты из произведения. Их следует отбирать с учетом ключевых событий в тексте, а также опираясь на тему, идею произведения или отдельного момента, если оно достаточно объемное.
Наш эксперт отмечает, что при составлении цитатного плана следует использовать текст произведения:
— Оптимально записать для каждого пункта плана не более трех предложений-цитат. Иначе он превратится в подробный пересказ или сочинение.
Основные требования к плану текста

Не нужно составлять план ради плана. Это важный этап анализа и написания текста, который должен структурировать мысли и облегчить дальнейшую работу. Поэтому при составлении плана следует придерживаться следующих принципов.
1. Сохранять логическую последовательность. Все пункты плана должны располагаться в том порядке, в котором развивается сюжет или излагаются мысли в тексте. Любые отклонения от логики могут затруднить понимание и работу с текстом.
2. Избегать лишних деталей. План должен быть лаконичным и содержать только основные идеи и ключевые моменты.
3. Не раскрывать в одном пункте несколько вопросов. Один заголовок — одна тема.
4. Формулировать пункты ясно и однозначно. Каждый пункт плана должен быть понятен и легко восприниматься. Это особенно важно, если он будет использоваться для пересказа или выступления.
5. Проверять полноту и соответствие. Убедитесь, что все основные части текста отражены в плане, а формулировки точно передают его содержание.
6. Оформлять план единообразно. Все пункты и подпункты должны быть оформлены в одном стиле, чтобы избежать путаницы и облегчить чтение.
Валерия Ефремова отмечает, что на уроках литературы ученикам приходится иметь дело с текстами разных типов речи:
— Иногда необходимо составить план текста-описания. Такую задачу не всегда получается решить качественно, поскольку для него характерна застывшая картинка, а не движущаяся. В таком случае важно сосредоточиться на теме и основной мысли текста. Сначала запишите их, а затем ключевые слова — имя существительное и имя прилагательное, на которые автор текста обращает внимание.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете составить план-помощник в создании текста, а не проделаете формальную работу, которая просто отнимет ваше время.
Примеры разных планов текста

Наш эксперт Валерия Ефремова уделяет большое внимание формированию у своих учеников навыка составления плана. Он позволяет детям спустя время вспомнить прочитанное произведение и вернуться к любимым моментам книги, готовит их к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, защите докладов и презентаций.
В качестве примера разных типов плана мы хотим привести работу учеников нашего эксперта над рассказом Льва Толстого «Косточка».
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
1. Назывной план
- Манящие сливы;
- Пропавшая слива;
- Разговор с детьми;
- Косточка.
2. Вопросный план
- Почему Ваня все время нюхал сливы?
- Что заметила мать перед обедом?
- Как повел себя Ваня?
- Как отец заставил признаться в проступке?
- Почему мальчик заплакал?
3. Опорный план
- Мама покупает сливы.
- Ваня не удержался и съел одну сливу.
- Вопрос отца
- «Я косточку бросил за окошко».
4. Тезисный план
- Мать купила сливы и принесла домой.
- Ваня не удержался и съел одну.
- Перед обедом пропажа обнаружилась, но никто не признался, кто съел.
- Отец сказал, что если кто-то проглотил косточку, может умереть.
- Ваня признался и заплакал.
5. Цитатный план
- «Купила мать слив».
- «Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел».
- «Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет».
- «Нет, я косточку бросил за окошко».
Советы эксперта

— Если текст небольшой, то прочтите его целиком, а затем приступайте к составлению плана. Если текст среднего или большого объема, читайте его частями и сразу же размышляйте над пунктами плана, схематично отражая их на бумаге. Так будет легче прийти к итоговому варианту и не возвращаться к началу текста, — рекомендует Валерия Ефремова.
Эксперт советует школьникам при составлении плана вести себя так, как будто они хотят передать содержание и смысл произведения другому человеку:
— Не стоит дополнять пункты плана собственным мнением о произведении, ведь тогда у его читателя может не сложиться впечатление о прочитанном. Чтобы убедиться в том, что составленный план действительно точен и понятен, познакомьте с ним человека, который еще не читал это произведение. Задайте ему всего три вопроса:
1. Как бы ты определил тему текста, прочитав план к нему?
2. А в чем основная мысль на твой взгляд? Как ты понял это?
3. Ты бы захотел прочитать книгу, зная о ней только по моему плану?
— Если ваш собеседник проявит интерес к произведению только по вашему плану, значит, вы успешно справились с заданием, — подвела итог Валерия Ефремова.
Чек-лист: как составить план текста и сделать это правильно
Умение составлять план развивает память и мышление, а также другие полезные навыки: выделять главное, систематизировать информацию, строить логичные высказывания на основе ключевых тезисов. Главное, чтобы он стал для вас рабочим инструментом, который поможет в достижении целей.
Давайте вспомним, каким должен быть хороший план и как его создать.
1. План — это краткое содержание текста. Он включает перечень основных идей и пунктов, раскрываемых в произведении.
2. Он помогает ориентироваться в структуре повествования и выстраивать логичную цепочку мыслей.
3. Хороший план позволяет докладчику сохранить структуру и ясность даже при изложении сложных тем.
4. Существует несколько видов планов: назывной, вопросный, опорный, тезисный и цитатный. У каждого из них свои особенности и преимущества.
Существует меткая фраза, которая приписывается Аврааму Линкольну: «Если бы у меня было восемь часов на то, чтобы срубить дерево, я потратил бы шесть часов на то, чтобы наточить топор». Перефразируя эти слова, можно сказать: если вы хотите подготовиться к серьезному выступлению, составьте хороший план — и успех вам гарантирован.
Эксперт: Валерия Ефремова, методист по русскому языку и литературному чтению онлайн-школы «Фоксфорд»