
Источник в европейских институтах сообщил журналистам, что Комитет постоянных представителей ЕС одобрил 17-й пакет санкций против России. Ожидается, что окончательное утверждение этого пакета главами министерств иностранных дел ЕС состоится 20 мая. После этого новые меры будут официально опубликованы в «Официальном журнале» Евросоюза и вступят в силу.
Дипломат не уточнил детали санкций, отметив, что их содержание станет известным только после публикации официального документа. Тем не менее ранее европейские СМИ, ссылаясь на утечку информации из Еврокомиссии, раскрыли основные положения нового санкционного пакета. Согласно этим данным, в черный список ЕС будут внесены около 60 физических и юридических лиц, а также от 50 до 150 танкеров, занимающихся перевозкой российской нефти. Точное число танкеров, которое будет включено в санкции, остается неопределенным.
Главная уязвимость — снижение доходов бюджета, но к коллапсу новые санкции не приведут. Россия за два года успешно адаптировалась к всякого рода ограничениям и переориентировала свои основные поставки на Азию, поэтому полной остановки экспорта не будет.
Агентство Bloomberg оценило новый пакет как более мягкий, отметив, что в нем впервые с 2022 года не предусмотрены дополнительные экономические или торговые ограничения. Еврокомиссия, по всей видимости, стремится минимизировать возражения стран — членов ЕС и как можно быстрее утвердить пакет.
Новые шаги, скорее всего, символические — для демонстрации единства ЕС и продолжения набранного санкционного темпа. Существенного или даже статистически значимого ухудшения экономики они не вызовут.
В то же время немецкий таблоид Bild сообщает, что в рамках новых «топливных» мер ЕС может полностью отказаться от поставок российского газа и ужесточить ценовые ограничения на нефть. По информации издания, ведутся переговоры с Францией о возможном сокращении импорта российского урана для атомных электростанций.
При этом ряд экспертов отмечает, что данный пакет санкций — вынужденный, а сами послы ЕС не вполне понимают, какие еще рычаги давления на Россию у них остались.
Алексей Молва