Как оформить список литературы по ГОСТу в 2025 году

Грамотно составленный список источников — это своего рода визитная карточка учебной или научно-исследовательской работы. Поэтому любому автору необходимо знать, как оформить список литературы по ГОСТу в 2025 году.

Елена Орлова
Автор ВФокусе Mail
Книги.
Обычно список источников располагается в алфавитном порядке.Источник: unsplash

Эксперт Ирина Орлова, кандидат технических наук и руководитель онлайн-школы итальянского языка UniversItalia, расскажет нам о правилах составления этого важного раздела. Вы узнаете, как оформить список литературы по ГОСТу в 2025 году, какие ошибки встречаются чаще всего и как их избежать.

Что такое список литературы и зачем он нужен

Так называют перечень всех источников информации, с которыми работал автор.

— Это не формальность, а один из важных элементов любой научной или учебной работы. Его требуют во всех вузах, колледжах и даже школах, когда речь идет о диссертациях, рефератах, проектных, курсовых и дипломных работах, — объясняет Ирина Орлова.

Также наш эксперт подчеркивает, что наличие списка литературы говорит о качественной проработке темы автором:

— Во-первых, он подтверждает, что вы действительно изучали тему, а не пересказали наспех первую попавшуюся статью из интернета. Во-вторых, он помогает понять, откуда вы брали сведения и насколько это весомый источник. И, наконец, грамотно оформленный список показывает уважение к чужому интеллектуальному труду — это основа академической честности.

Кем регламентируются правила оформления списка литературы

— В нашей стране существуют официальные стандарты оформления библиографии, в первую очередь — ГОСТ 7.0.5−2008, и пренебрегать ими — значит рисковать своей оценкой, поскольку часто преподаватель расценивает оформление как показатель вашего умения работать с источниками литературы, — рассказывает наш эксперт.

Но иногда учебные заведения или отдельные преподаватели устанавливают свои правила оформления списка.

— Почему это происходит? Потому что ГОСТ — это стандарт, а не закон. Для внутреннего пользования его можно немного интерпретировать или упрощать. Чаще всего это происходит просто из-за устоявшихся традиций оформления в конкретном учебном заведении или личных предпочтений преподавателей, — объясняет Ирина Орлова.

Эксперт перечислила случаи, в которых отличаться от ГОСТа недопустимо ни в коем случае:

  • написание ВКР (выпускной квалификационной работы), магистерской диссертации, кандидатской диссертации — если сдают работы в базы РИНЦ, ВАК (Высшая аттестационная комиссия), электронные библиотеки;
  • публикация статей в журналах, входящих в перечень ВАК;
  • подача документов в государственные органы, архивы.

Где нужно указывать список использованной литературы

Перечисление источников, с которыми работал автор, следует включать в учебные, проектные и научно-исследовательские работы любого уровня. В их числе:

  • реферат;
  • проектная работа;
  • курсовая, бакалаврская и дипломная работы;
  • диссертационные работы, создаваемые с целью получения научной степени.

Основные источники для списка литературы

При перечислении литературных источников, следует упомянуть все, с которыми работал автор. Среди них могут быть:

  • Учебная литература. Подобные источники подходят для рефератов — школьных и студенческих. Но при создании работ исследовательского характера стоит пользоваться более весомой литературой, основанной на научных изысканиях.
  • Научная литература. Представляет собой опубликованные результаты научных исследований. Такого рода литература всегда используется при написании научно-исследовательской работы.
  • Нормативные акты и законы. В качестве источника можно использовать только определенные издания: например: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации».
  • Справочная литература. В эту категорию входят различные энциклопедии, словари, справочники.
  • Электронные ресурсы. К ним относятся результаты научных изысканий, опубликованные в интернете, а также статьи, сайты государственных органов и официальных организаций. К использованию интернет-ресурсов в качестве источника стоит подходить с особой осторожностью. Например, нельзя ссылаться на сайты, не имеющие статуса зарегистрированного СМИ.

Как правильно оформить список литературы по ГОСТу

Девушка за компьютером пишет курсовую работу.
В составлении списка литературы необходимо следовать четкой структуре.Источник: unsplash

Для каждой категории источников предусмотрены свои регламенты оформления. В чем-то они схожи, но есть и принципиальные различия.

Порядок перечисления источников

Сам список — это последний раздел работы, размещенный в самом конце. Что касается порядка внутри перечня, тут обязательных требований ГОСТ не устанавливает. В большинстве случаев источники перечисляют в алфавитном порядке. Более редкие случаи — размещение по времени публикации или по мере упоминания в работе.

Нормативные акты обычно размещены в первой части списка. Далее указываются печатные издания, а завершают перечень электронные ресурсы.

Правила оформления печатного издания в качестве источника

Главное здесь — следовать четкой структуре. Правила будут различаться в зависимости от того, является ли источник отдельной книгой или это статья, опубликованная в сборнике или журнале.

Книга:

  • автор (ы) — инициалы после фамилии;
  • заглавие;
  • город, в котором издана книга (чаще пишется целиком, но есть и города, которые обозначаются сокращенно, например: Москва — «М.», Санкт-Петербург — «СПб.»);
  • сведения об издательстве;
  • дата издания (год);
  • объем (число страниц).

Шаблон подобного источника:

Автор. Заглавие книги. Место издания: Издательство, год. — Число страниц.

Публикация в журнале или сборнике:

  • автор (ы);
  • заглавие статьи;
  • название сборника или журнала;
  • город, в котором издан журнал или сборник;
  • сведения об издательстве;
  • дата издания (год);
  • диапазон страниц, где размещена конкретная статья (первая и последняя).

Пример:

Автор. Заглавие статьи / Заглавие сборника. Место издания: Издательство, год. — Диапазон страниц.

Правила оформления нормативно-правовых актов в списке литературы

Когда юридических источников больше одного, следует размещать их по убыванию статуса — начиная с международных, федеральных, региональных законов и заканчивая актами, утратившими юридическую силу.

Порядок элементов:

  • наименование документа;
  • дата его принятия;
  • номер;
  • название издания;
  • год издания;
  • страницы (диапазон или число).

Готовый шаблон:

Заглавие официального документа: дата принятия, номер: в редакции // Название издания. — Год издания. — Номер. — Страницы.

Правила оформления электронных ресурсов в списке литературы

При использовании таких источников нужно учитывать нюансы их оформления в списке. Главное, соблюсти очередность элементов:

  • автор;
  • заглавие публикации;
  • сайт (название);
  • полный адрес страницы (URL);
  • день, месяц, год обращения к ресурсу (в будущем на сайте могут произойти изменения).

Образец оформления:

Автор. Заглавие публикации // Название сайта. — Электронный ресурс. — URL: полный адрес страницы (дата обращения в формате дд.мм.гг).

Примеры оформления списка литературы по ГОСТу

Закрепить правила предлагаем на наглядных примерах, которые нам предоставила эксперт Ирина Орлова.

  • Печатная книга:

Карулин Ю. А. Основной курс итальянского языка (для начинающих): учебник и практикум для вузов / Ю. А. Карулин, Т. З. Черданцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2025. — 327 с.

  • Статья в сборнике:

Орлова И. А. Разработка системы персонализированных рекомендаций для изучающих итальянский язык / Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы лингвистики». — М.: Издательство: РУДН, 2024. С. 294—297.

  • Нормативно-правовой документ:

О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 50. Ст. 4848.

  • Электронный ресурс:

Орлов А. В., Шустов Ю. С. Актуальная классификация нетканых материалов // Научный альманах Ассоциации France-Kazakhstan. 2024. № 4 [Электронный ресурс] Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=69201668 (дата обращения 18.04.25).

Девушка в библиотеке с книгами.
Список литературы — это перечень всех источников информации, с которыми работал автор.Источник: unsplash

Советы эксперта

— Иногда кажется, что преподаватель просто «прикопался к мелочам». Но для многих педагогов (особенно в вузах) правильное оформление библиографии — это обязательный элемент научной культуры. Если список оформлен не по правилам, работу могут отправить на доработку или снизить балл, даже если основное содержание хорошее. Кроме того, работы все чаще загружаются в автоматические системы проверки — и одна из их задач состоит как раз в том, чтобы определить корректность ссылок, — рассказывает Ирина Орлова.

Эксперт указала на ошибки, которые встречаются наиболее часто:

  • перепутанный порядок элементов (например, сначала инициалы, а потом фамилия автора);
  • пропущенные сведения — нет указания издательства, года, объема;
  • указание только ссылки на электронный ресурс без автора, названия материала и даты обращения;
  • нарушение логики: в одной части перечня источники располагаются по алфавиту, а в другой — по мере упоминания в тексте;
  • использование сокращений не по ГОСТу, типа «г.», «стр.», «т.».

Также Ирина Орлова дает полезные советы по оформлению списков:

  • используйте готовые шаблоны по ГОСТу, их можно найти на сайтах вузов или в методичках;
  • проверяйте библиографические ссылки по eLibrary;
  • не полагайтесь на автоматические генераторы ссылок из интернета — часто они делают ошибки;
  • проверьте последние требования именно вашего вуза, поскольку иногда они немного отличаются от ГОСТов;
  • если используете нейросеть, попросите ее оформить список по ГОСТу с примерами, и обязательно проверьте вручную.

— Правильно оформленный список показывает не только то, что вы изучали, но и насколько серьезно вы относитесь к учебе. А значит, эта деталь может сыграть решающую роль при оценивании работы преподавателем, — резюмирует Ирина Орлова.

Главное об оформлении списка литературы в 2025 году

Подведем итоги и кратко напомним правила, чтобы вы точно смогли грамотно оформить один из самых важных разделов своей работы.

  • Список литературы — это все источники, с которыми работал автор. Раздел — обязательная часть диссертаций, рефератов, проектных, курсовых и дипломных работ.
  • Существуют официальные стандарты оформления библиографии, прежде всего — Р 7.0.100−2018.
  • Некоторые учебные заведения или отдельные преподаватели устанавливают свои правила оформления.
  • Наиболее часто в качестве источников авторы используют учебники, научную литературу, юридические документы, справочники, электронные ресурсы.
  • Обычно источники располагают по алфавиту. В редких случаях — по времени публикации или по мере упоминания в тексте.
  • Официальные документы обычно размещены в начале списка. Затем — печатные издания и только после них — электронные источники.
  • Самые частые недочеты: перепутанная очередность элементов; пропущенные данные; указание только ссылки на сайт без указания даты обращения, автора и названия публикации; нарушение логики в построении списка.
  • Безошибочно оформить перечень источников помогут: готовые шаблоны по ГОСТу; проверка библиографических ссылок по eLibrary; следование требованиям конкретного вуза.

Список источников

1. Национальный стандарт ГОСТ Р 7.0.100−2018 «Библиографическая запись».

Эксперт: Ирина Орлова, кандидат технических наук и руководитель онлайн-школы итальянского языка UniversItalia