Как написать статью, от которой не оторваться: инструкция для начинающих и не только

Создавать интересные тексты для медиа — искусство, которое требует не только таланта, но и определенных навыков и знания основных этапов работы. Разберемся, как написать статью и не свести с ума редактора.

Ася Дугнист
Автор ВФокусе Mail
Девушка размышляет, как написать статью
Написание интересного текста зависит не только от таланта журналиста, но и от навыковИсточник: Freepik.com

Кажется, что написать статью довольно просто — бери да пиши! Но если вы хотите, чтобы ваш текст не просто пылился в недрах интернета, а захватывал внимание читателей, вызывал эмоции и приносил пользу, придется потрудиться. Вместе с главным редактором Go31 Анной Григор рассказываем о том, какие навыки нужны журналисту или копирайтеру, разбираем основные этапы работы с материалом, как написать хорошую статью, частые ошибки и стоит ли использовать ИИ.

Какие навыки нужны, чтобы написать качественную статью

Успех статьи зависит от многих факторов, но ключевую роль играют навыки автора. Вот без чего не обойтись:

  • Грамотность и стилистика. Без знания правил русского языка и умения ясно и четко выражать свои мысли даже самая интересная тема утонет в океане ошибок и косноязычия. Читатель должен понимать вас с полуслова, а не разгадывать ребусы. Для медиатекста это база.

  • Умение работать с информацией. Копирайтеры и журналисты — это не просто писатели, а исследователи. В связи с этим важно уметь быстро находить нужную информацию, анализировать ее, отделять зерна от плевел и представлять в понятном и интересном виде.

  • Креативность и оригинальность. В мире, перенасыщенном контентом, важно уметь выделиться. Оригинальный взгляд на тему, нестандартные решения, умение удивить и зацепить читателя — вот что делает статью запоминающейся.

  • Адаптивность под ЦА. Понимание того, кто будет читать вашу статью, какие у них интересы и потребности — ключ к возможности создать контент, вызывающий отклик. Пишите так, чтобы читатель чувствовал, что вы обращаетесь лично к нему.

  • Знание SEO-оптимизации. В современном мире умение оптимизировать текст под поисковые запросы поможет вашей статье найти свою аудиторию в интернете. Но помните, что SEO — инструмент, а не самоцель. Качество контента превыше всего.

  • Тайм-менеджмент и дисциплина. Написание статьи — процесс, требующий времени и усилий. Умение планировать свою работу, ставить цели и придерживаться дедлайнов также необходим, как грамотность и умение работать с информацией.

Анна Григор дополнила, что поначалу может быть трудно, пока журналист не научится адаптироваться под то, про что он пишет:

— ‎‎От темы и предполагаемой аудитории зависит тон статьи, и специалист должен балансировать — писать так, чтобы нравилось самому, и чтобы это пришлось по душе остальным. Особенно, если мы рассматриваем коммерческое написание по строгому ТЗ. Нужно уметь адаптировать лексику, структуру и форматы под конкретные задачи. О грамотности даже говорить не стоит, это по умолчанию должно быть встроено в каждого, кто связывает работу с текстами.

Основные этапы написания статьи

Девушка записывает интересные темы для статей
Начните с выбора темыИсточник: Freepik

Теперь, когда мы разобрались с необходимыми навыками, давайте перейдем к этапам написания статьи и что в них входит.

1. Выбор темы

Это первый и самый важный шаг. Тема должна быть:

  • интересной для вас: в противном случае написать увлекательную статью будет сложнее и, вероятно, неприятнее;

  • актуальной и востребованной: изучите тренды, посмотрите, что ищут люди в интернете, какие вопросы их волнуют;

  • уникальной или с новым углом зрения: постарайтесь найти оригинальный подход к теме, предложить читателям что-то новое;

  • четко сформулированной: избегайте слишком обобщенных или расплывчатых формулировок.

2. Составление плана и структуры

План — это скелет вашей статьи. Хорошо структурированный текст легче читается и воспринимается. В случае объемного материала структура и подзаголовки и вовсе становятся необходимостью.

Любой текст должен включать в себя:

  • заголовок: краткий, привлекательный, отражающий суть статьи;

  • вступление: захватывающее, интригующее, при этом объясняющее, о чем будет статья;

  • основная часть: разделена на логические разделы и подразделы, каждый из которых раскрывает определенный аспект темы;

  • заключение: краткое резюме, основные выводы, призыв к действию (если необходимо).

Структуру стоит продумать заранее и следовать ей.

3. Исследование и сбор информации

Этот этап требует максимальной внимательности и ответственности. Важно опираться на надежные источники и избегать сомнительных ресурсов. Просматривайте авторитетные сайты и блоги, не забывайте подтверждать свои утверждения фактами и данными, например, на основе исследований и научных статей. Полезно также добавлять в материал экспертное мнение. Важно не просто скопировать информацию, а проанализировать ее, сделать выводы и представить в своем стиле.

4. Создание сильного вступления (лид-абзац)

Вступление — это первое, что видит читатель. От него зависит, захочет ли он читать дальше.

— ‎‎Сильный лид, прежде всего, про постановку проблемы. Читатель должен понять, что он узнает из текста, и сделать выводы о том, что он потеряет, если перелистнет страницу, — считает Анна Григор.

Вступление должно одновременно зацепить внимание, объяснить, о чем будет материал и обозначить проблему или вопрос, чтобы заинтриговать читателя.

— Лид не должен быть расплывчатым — коротко и по факту о том, о чем пойдет речь в статье. Еще лучше, если в нем скажут о том, как событие или явление отразится на жизни обывателя: например, в тексте про Центробанк «закинуть удочку» про то, что из-за высокой ставки читателю будет сложнее купить квартиру, — объясняет эксперт.

5. Написание основного текста и разделов статьи

В основной части статьи раскрываются основные тезисы и аргументы. И если в лиде нужно заинтересовать читателя, то здесь — дать ему интересующую информацию доступно и интересно, показать экспертизу.

Пишите простым и понятным языком, избегая сложных терминов, если обратного не требует редполитика. Разделяйте тексты на смысловые абзацы, чтобы читателю было легче воспринимать текст. Придерживайтесь логики и структуры — переходите от одной мысли к другой плавно и последовательно.

Обратите внимание и на примеры — они делают материал более интересным и понятным. А заголовки и подзаголовки помогут ориентироваться в тексте.

Как самому написать хорошую, популярную и уникальную статью

Скриншот с портала Грамота.ру
Не пренебрегайте проверкой текстаИсточник: ВФокусе Mail

Так, у вас есть идея, есть план, вы даже начали писать. Но как превратить просто статью в классную, ту, что будут читать, обсуждать и делиться ей? Давайте разберемся в деталях. Помимо основных этапов, о которых мы говорили ранее, есть ряд важных аспектов, которые нужно учитывать при работе с текстом.

1. Логичность и связность

Это также можно назвать «‎‎склейкой» текста воедино. Статья должна быть не просто набором разрозненных мыслей, а целостным повествованием. Каждый абзац должен логически вытекать из предыдущего, а каждый раздел — быть связан с общей темой. Можно, например, использовать переходные фразы и слова, повторение ключевых слов, чтобы укрепить связь между разными частями текста и подчеркнуть основную идею.

Поможет и логическая структура. Используйте дедуктивный (от общего к частному) или индуктивный (от частного к общему) метод изложения в зависимости от цели и личных пожеланий.

2. Грамотность и вычитка

Ошибки в тексте словно пятна на безупречном костюме. Они отвлекают читателя, портят впечатление и подрывают доверие к автору. Поэтому, чтобы довести текст до блеска, важно проверить грамматику и пунктуацию. В этом могут помочь, в том числе, онлайн-сервисы («‎‎Грамота.ру» и др.), но не стоит полностью полагаться на них.

Помимо этого нужна вычитка, состоящая из нескольких подходов, — свежий взгляд лучше подмечает повторы и ошибки. Особенно помогает чтение вслух, так можно найти и логические ошибки. Обратите внимание и на стилистику, избавляясь от канцеляризмов, штампов и разговорных выражений.

3. Оптимизация для поисковых систем

Этот этап заключается в том, чтобы помочь статье найти своего читателя. SEO — это не магия, а набор простых правил, которые помогут вашей статье подняться в поисковой выдаче.

Для этого нужно выполнить ряд действий:

  • определите ключевые слова: нужно понять, какие запросы будут использовать люди, чтобы найти вашу статью; есть специальные сервисы для поиска ключей;

  • используйте ключевые слова в тексте: обратите внимание, что они должны вписываться в материал естественно, органично;

  • оптимизируйте мета-описание: это краткое описание статьи, которое отображается в поисковой выдаче; оно должно быть привлекательным и содержать ключевые слова;

  • используйте внутренние и внешние ссылки: ссылки на другие статьи на вашем сайте (внутренние) и на авторитетные ресурсы (внешние) повышают авторитет публикации в глазах поисковых систем.

4. Проверка уникальности текста

Уникальность — одно из главных требований к качественному контенту. Поисковые системы не любят и, можно сказать, наказывают сайты с дублированным контентом отсутствием читателей. Поэтому проверяйте текст на уникальность с помощью онлайн-сервисов, не копируйте текст из других источников, а пересказывайте его своими словами, а также указывайте источники, если используете чужие идеи или факты.

5. Визуальное оформление

Визуал делает статью привлекательной. Никто не любит читать полотна текста в интернете, особенно с учетом обилия контента. В связи с этим важно использовать изображения, видео и инфографику.

Помогают сделать текст более удобным для чтения и другие лайфхаки:

  • разбивайте текст на абзацы и подзаголовки;

  • используйте списки — маркированные и нумерованные;

  • выделяйте ключевые моменты, включая имена спикеров, полужирным шрифтом или курсивом.

6. Призыв к действию

Он заключается в том, чтобы заинтересовать читателя во взаимодействии. В конце статьи можно ему предложить что-то сделать. Например, оставить комментарий (для этого нужно задать читателю вопрос), подписаться на рассылку, поделиться материалом в соцсетях, перейти на другую статью на вашем сайте и т. д.

Советы по использованию нейросетей для написания статьи

Девушка пишет статью с помощью искусственного интеллекта
Если вы желаете использовать искусственный интеллект, научитесь правильно им пользоватьсяИсточник: Freepik

Искусственный интеллект может стать мощным инструментом в руках копирайтера, если тот умеет им правильно пользоваться. Но важно понимать, что нейросети не могут заменить человека полностью. ИИ может генерировать идеи, помочь с составлением плана, расшифровкой, поиском информации, написанием черновика и не только. При этом категорически нельзя возлагать всю работу на нейросети. Важно помнить про следующие аспекты работы с ИИ:

  • проверяйте факты: нейросети могут ошибаться и выдавать недостоверную информацию;

  • редактируйте текст: нейросеть генерирует текст, который может быть стилистически не идеальным или не соответствовать вашему стилю;

  • добавляйте личный опыт и экспертное мнение: ИИ не может заменить человеческое мышление и эмоции;

  • не злоупотребляйте: не стоит полагаться на нейросеть полностью, используйте ее как помощника, а не как замену себе.

Анна Григор относится к ИИ положительно, но также считает, что нужно не забывать про границы между помощью и полноценной заменой себе:

— ‎‎Искусственный интеллект помогает, когда нужна расшифровка большой трансляции или когда нужно придумать структуру будущего текста, чтобы он не был скучным. Главное — перепроверять за ним, потому что часто нейросети додумывают события или просто допускают фактические ошибки. Если это расшифровка записи, то в любом случае нужно переслушивать моменты, о которых ты пишешь. ИИ — помощник, который экономит время, а не замена автора.

Частые ошибки при написании статьи для публикации

Мы рассмотрели, как написать отличную статью. Теперь поговорим о том, чего делать не стоит. Будет полезно и новичкам, и опытным копирайтерам, ведь у всех порой случаются промахи.

Как считает наш эксперт, проблема начинающих авторов в том, что они пытаются писать тексты так, будто эксперты в этой теме:

— ‎‎Безусловно, со временем автор начинает разбираться в одной теме лучше, чем во второй, но бессмысленно строить из себя профессионала — будь то обзор башенных кранов или вопросы геополитики — если ты им не являешься.

Анна Григор выделила и другую насущную проблему, свойственную многим, — много воды, наполненной шаблонными фразами:

— Всегда можно поспорить с такими выражениями, как «все знают», «это важно для современного общества» и тому подобным, — заметила эксперт.

Мы выделим еще несколько проблем, которые, кажется, будут актуальными всегда. И одна из них — отсутствие структуры и логики, порождающее непонимание текста со стороны читателя. Например, текст начинается с описания проблемы, затем переходит к обсуждению решений, потом возвращается к проблеме, а в конце — вообще непонятно, что хотел сказать автор. Избежать этого поможет составление плана, использование подзаголовков, работа над логичностью переходов и, конечно, перечитывание.

Другая проблема заключается в плагиате. Порой даже журналисты со стажем грешат копированием чужого текста без указания источника. Нужно учиться обрабатывать информацию, писать своими словами, выражать свои мысли, если это уместно. А в случае, когда используются чужие идеи и факты, обязательно ссылаться на источник. И, безусловно, проверять текст на уникальность, добиваясь хорошего результата.

Мнение эксперта

Мы попросили главного редактора сетевого издания Go31 дать рекомендации тем, кому интересна работа с текстами, будь она в сфере журналистики или копирайтинга. Анна Григор ответила следующее:

— ‎‎Всем, кто хочет начать работать с текстами, я пожелаю не искать каких-то инструкций, по которым должен строиться текст, ведь все зависит от задачи и авторского видения работы. Помнить, что вы человек и пишете для таких же людей, которые хотят разобраться в какой-либо теме — избегать сложных конструкций, нагромождений слов, которые можно опустить без малейшей потери смысла. И, конечно, избегать канцелярита — болезни языка. А поможет в этом насмотренность. Читая рекламные рассылки, тексты СМИ, маркетинговые тексты, со временем понимаешь, что в них хорошо, а что не очень.

Памятка начинающему журналисту: где можно публиковать статьи

Коллега подсказывает журналисту, где опубликовать статью
Интересная статья всегда найдет своего читателяИсточник: Freepik

Написание статьи — творческий процесс, требующий времени и усилий. Не бойтесь экспериментировать, искать новые подходы и развивать свои навыки. И помните: главное — писать для людей, с любовью и интересом к своей теме, тогда ваши статьи обязательно найдут своего читателя. А публиковаться и искать места для размещения материалов можно в следующих местах:

  • онлайн-издания: ищите медиа в интернете, которые вам интересны и соответствуют вашей тематике и стилю письма, обратиться к ним можно на почту или по другому контакту, указанному на сайте;

  • блог: бесплатный вариант набить руку и понять реакцию читателей — вести свой блог на разных платформах;

  • соцсети: в социальных сетях есть сообщества, в которых желающие публикуют свои тексты на разные тематики, найдите то, что интересно вам;

  • фриланс-платформы: ищите заказы на написание статей на платформах и в группах для фрилансеров, желательно выбирать тематические сообщества;

  • локальные СМИ: начните с публикаций в местных газетах, журналах и онлайн-изданиях, попросите редактора дать обратную связь.

Эксперт: Анна Григор, главный редактор Go31