Как мотивировать ребенка: ТОП-7 эффективных методов без криков и наказаний

Многие родители мечтают, чтобы их дети выросли успешными, целеустремленными и счастливыми. Достичь высоких результатов в жизни помогает правильная мотивация. Рассказываем, как правильно мотивировать ребенка и избежать угроз и ссор с ним.

Яна Шапошина
Автор ВФокусе Mail
Ребенок с отсутствующей мотивацией
Источник: Freepik

Частая проблема детей — отсутствие мотивации. Ребенок не хочет учиться и лениться убираться в комнате, а родители не знают, как его заставить. Обычно в ход идут наказания или подкуп. Они работают, но только на короткий срок и плохо развивают мотивацию. Рассказываем, как правильно мотивировать ребенка, чтобы не разбаловать его и не испортить отношения в семье.

Что такое мотивация

Так называют стимул человека совершать какие-либо действия, чтобы добиться цели. В его основе могут находиться предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — все, в чем способна выражаться потребность (1).

Например, стремление удовлетворить базовые биологические желания — поесть или выспаться — считается первичной мотивацией. Вторичные мотивы возникают на основе личного опыта. Это могут быть потребности в признании, социальных достижениях и т. д.

На что бы ни была направлена мотивация, она всегда заставляет человека действовать. Ее можно сравнить с топливом, которое питает двигатель автомобиля. Если бензина нет, машина не сдвинется с места. А если нет мотивации, ребенок будет лениться, прокрастинировать и делать все из-под палки.

В системе мотивов тесно переплетаются различные факторы. В зависимости от того, куда они направлены — внутрь личности или во внешний мир, — различают внутреннюю и внешнюю мотивацию (2).

Внутренняя мотивация

В ней выделяют три типа:

  • мотивация достижения;
  • мотивация компетентности или саморазвития;
  • мотивация познания (3).

В основе внутренней мотивации лежит интерес к какой-либо деятельности. Она может быть связана с личными увлечениями и стремлениями ребенка, желанием исследовать, учиться и развиваться ради самого процесса, а не внешних наград. Внутренняя мотивация считается более устойчивой и эффективной в долгосрочной перспективе.

Приведем несколько примеров внутренней мотивации.

1. Интерес к определенной области знаний.

Ребенок может увлекаться астрономией, изучать динозавров или собирать монеты просто потому, что ему это нравится. Каких-либо поощрений он за это не получает, но интерес к хобби не проходит благодаря внутренней мотивации.

2. Творческое самовыражение.

Дети часто рисуют или занимаются музыкой не ради оценки, а потому, что это приносит им радость. Например, ребенок может играть на музыкальном инструменте просто из желания создать красивую мелодию.

3. Чувство достижения.

Когда ребенок решает сложную задачу или преодолевает трудности в обучении, он испытывает удовлетворение от собственного прогресса. Это чувство может стать мощным мотиватором для дальнейшего развития.

Внешняя мотивация

Связана с внешними факторами, которые побуждают ребенка к действию. Такие мотивы обычно эффективны в краткосрочной перспективе и со временем теряют свое влияние.

Приведем примеры внешней мотивации.

1. Награды.

Ребенок получает сладости, игрушки или даже деньги за выполнение домашней работы и хорошие оценки. Это может побудить его учиться лучше, но при этом внутренняя заинтересованность в учебе может так и не развиться.

2. Похвала.

Взрослые хвалят ребенка за успехи, тем самым повышая его самооценку и увеличивая желание еще больше стараться. Похвала особенно хорошо работает для мотивации учеников младших классов, когда авторитет учителя особенно сильный.

3. Конкуренция.

Участие в конкурсах или соревнованиях может также служить внешним мотиватором.

Как правильно мотивировать ребенка

Девочка с правильной мотивацией
Источник: https://ru.freepik.com

Правильная мотивация помогает достичь успеха и преодолеть неудачи. Детям бывает непросто найти нужный стимул, который заставил бы двигаться вперед. В этом случае на помощь могут прийти родители и разными способами мотивировать ребенка.

1. Создать поддерживающую среду

Нередко взрослые не понимают и не поддерживают детей в их начинаниях. Например, родители могут считать, что увлечение сына футболом — это пустая трата времени. Они бы предпочли, чтобы он занимался музыкой, а не гонял по полю мяч. Такое отношение демотивирует юного спортсмена и постепенно интерес к хобби может пропасть.

Создание поддерживающей среды означает уважение к увлечениям ребенка и создание нужных условий для их развития. Нет смысла заставлять заниматься нелюбимым делом. Зато можно записать ребенка в секцию, купить форму и болеть за его команду на играх. Поддержка взрослых поможет сохранить мотивацию, с увлечением заниматься и, возможно, достичь успеха.

2. Хвалить и критиковать

Стоит отмечать даже небольшие достижения ребенка. Главное, хвалить искренне, а не отделываться дежурным «молодец».

Правильная похвала — это одобрение конкретных действий, а не личности ребенка. Например: «Мне очень понравилось, как ты нарисовал эти деревья». Так ребенок видит, что конкретно у него получилось хорошо.

К похвале можно добавить критику. Правило то же: критикуем не личность, а действие. Например: «Стены у дома можно нарисовать более ровными, давай попробуем еще раз». Так ребенок будет понимать, что еще он может улучшить.

3. Обозначать результат

Дети, особенно маленькие, не всегда понимают, зачем им нужно что-то делать. Стоит обозначить ребенку, какую выгоду он получит в итоге. Это может быть небольшой результат, например: «Напишешь сочинение и получишь хорошую оценку». Или успех в длительной перспективе: «Математика помогает считать доходы и расходы, доказывать свои убеждения и анализировать ошибки».

Кроме того, полезно делить большое дело на маленькие результаты. Например, ребенку сложно понять, зачем ему пригодится в будущем физика. Поэтому пока что его можно мотивировать изучить конкретную тему, чтобы разбираться в ней и получить хорошую отметку на контрольной.

4. Поощрять

За достижения детей можно «награждать» приятными вещами. Необязательно это будет материальные предметы. Например, можно сводить ребенка на новое представление в цирке или устроить семейное мини-путешествие.

5. Организовать совместную деятельность

Такое времяпрепровождение сближает детей и родителей. Маленькому ребенку особенно важно начинать какое-то действие вместе со взрослым. Например, вместо того, чтобы заставлять малыша убирать игрушки, можно подключиться к процессу и вместе закончить уборку.

6. Показывать пример

Многие особенности поведения дети копируют со взрослых. Если в семье не любят читать и все вечера проводят перед телевизором, неудивительно, что ребенок предпочтет вместо книги уткнуться в гаджет.

Взрослые могут на собственном примере показать, как полезно и увлекательно чтение, заинтересовать новым бестселлером или поделиться интересной историей, которую недавно прочитали. Постепенно у ребенка появится мотивация повторить за взрослым и тоже взять в руки книгу.

7. Утешать

Из-за неудач даже у взрослого могут опускаться руки, а ребенку справиться с ними еще сложнее. Необходимо поддерживать его в моменты разочарований, объясняя, что проигрыш — это еще не конец. Полезно разбирать допущенные ошибки и учить извлекать из них пользу.

Что не поможет развить мотивацию у ребенка: ошибки родителей

Девушка с усталостью от учебы
Источник: Freepik

Нередко взрослые стремятся не мотивировать детей, а просто добиться от них конкретных действий. Это больше напоминает дрессировку, когда человек беспрекословно должен выполнять указания старшего.

Цель мотивации другая — убедить ребенка делать что-то самостоятельно и по собственному желанию, принимать решения ради нужного результата и двигаться вперед даже без контроля взрослых (2). Расскажем, какие еще ошибки в мотивации допускают родители.

1. Деструктивная критика и сравнения.

Это осуждения, направленные на личность ребенка: «Почему ты такой ленивый», «А вот Вася получил пятерку за контрольную».

Такие высказывания снижают самооценку и мотивацию. Ребенок может решить, что он вообще ни на что не способен и хуже других.

2. Наказания.

Если ребенку угрожают «штрафными санкциями», он будет действовать из страха. Это тоже сильная мотивация, которая может показаться очень эффективной. Например, многие дети стремятся хорошо учиться не ради того, чтобы получать отличные отметки, а чтобы не заработать двойки и не вызвать недовольство родителей (1).

Но на самом деле, страх — деструктивная мотивация, которая со временем либо перестает действовать, либо оказывает негативное влияние. Он вызывает стресс, который скорее парализует человека, а не заставляет его двигаться вперед (2). В перспективе это может привести к двум сценариям развития событий.

  • Чем старше ребенок, тем сложнее запугать его наказанием. В подростковом возрасте он начнет протестовать против взрослых, перестанет бояться каких-либо угроз или начнет придумывать изощренные способы, как их избежать. Например, станет прогуливать уроки, чтобы не получать двойки.
  • У ребенка сформируется низкая самооценка. В жизни такие люди будут стремиться угождать другим и бояться проявить себя.

3. Проецирование собственных страхов и ошибок.

Нередко родители приписывают детям личные мечты и ожидания. Например, папа в детстве мечтал стать футболистом, но у него не получилось. Став взрослым, он заставляет сына заниматься спортом, не замечая, что ему это неинтересно. Неудивительно, что такие действия не мотивируют, а только отталкивают ребенка.

4. Злоупотребления, связанные с чувством долга и стыда.

Манипуляции и психологическое насилие приносят деструктивные результаты. Используя стыд, взрослые приучают детей зависеть от чужого мнения. У ребенка это вызывает либо стресс, либо желание подстраиваться под других людей и стремиться заслужить их одобрение (2).

5. Зацикленность на идеальном результате.

Бывает, что родители хотят только отличных отметок и даже четверку считают плохой оценкой. Так у ребенка формируется излишний перфекционизм и стремление все делать идеально либо не делать совсем. У него появляются завышенные требования к себе и нервозность из-за страха неудачи.

Советы психолога

Семья на приеме у психолога
Источник: Freepik.com

Ольга Згордан, психолог, тьютор и профориентолог в онлайн-школе «Фоксфорд», рассказывает, что один из самых частых запросов психологу от родителей — это восстановление утраченной мотивации. «Ребенок не хочет учиться или не хочет вообще ничего, что с этим делать, как помочь? Заставляем, угрожаем, умоляем — ничего не действует, хотя раньше был такой послушный…».

Правильно установленная причина таких изменений поможет разобраться в ситуации максимально результативно. Эксперт перечислила основные факторы, влияющие на мотивацию.

1. Мотивация всегда исходит из личного интереса ребенка: если он заинтересован, вовлечен в процесс, то дополнительной стимуляции со стороны взрослого не потребуется. Если же интереса к деятельности нет, то и собственной внутренней мотивации не будет. Да, можно применить различные способы внешней мотивации со стороны родителя или педагога, но эффект будет временным и краткосрочным.

— В подростковом возрасте именно внутренняя мотивация выходит на первый план, поэтому ребенок будет из протеста отторгать все, что предлагают взрослые. Привычные обещания «закончишь год на отлично и получишь новый гаджет» уже не сработают. Тем более подросток будет протестовать против отрицательной мотивации — наказания плохо работают в любом возрасте. Поэтому в случае отсутствия интереса основная задача — восстановить или сформировать его заново, — объясняет Ольга Згордан.

2. Состояние здоровья ребенка сильно влияет на его мотивацию. Если он часто болеет, много пропускает, или его психоэмоциональное состояние оставляет желать лучшего, то не нужно требовать от него больших результатов. Необходимо в первую очередь привести состояние всех систем организма в порядок, и только после этого переходить к вопросу мотивации.

— Также важно учитывать и нагрузку ребенка: от постоянных перегрузок быстро наступает истощение, которое мешает нормальному функционированию механизма мотивации, — добавляет эксперт.

3. Нужно учитывать особенности нейроотличий, если они имеются у ребенка. Например, при СДВГ нарушена работа дофаминовой системы. Именно дофамин отвечает за возникновение и поддержание интереса и мотивации.

— Необходимо сначала понять, как работает этот механизм в случае конкретного нейроотличия, какие есть нюансы, и только потом выстраивать алгоритм действий по поддержанию мотивации, — уточняет Ольга Згордан.

4. Нужно понять, нет ли у ребенка мотивации на избегание неудач. Обычно она формируется, когда часто ругали, наказывали и заставляли. Ребенок в результате просто боится что-либо делать самостоятельно, ждет помощи, либо не делает вообще ничего.

— В этой ситуации необходимо менять систему воздействия на ребенка: перестать применять дисциплинарные меры, а наоборот, поддерживать исключительно положительным подкреплением, — советует эксперт.

Также Ольга Згордан дала совет, как не навредить ребенку в попытках формирования и поддержания мотивации:

— Основное правило — не перегибать и не настаивать. Психика ребенка, особенно подростка, похожа на пружину — чем больше давим, тем сильнее будет деформация и обратный эффект.

Эксперт считает, что наказания тоже не работают в долгосрочной перспективе — положительное подкрепление и позитивная мотивация будет более результативной.

— Самое простое, что можно сделать по отношению к формированию и поддержанию мотивации — лучше узнать своего ребенка. Для этого полезно будет понять, как устроена его психика, выявить сферы его интересов, возможностей и способностей, и именно из этой точки начинать действовать. Понимать, любить, хвалить, принимать любым и не пытаться переделать — самый надежный рецепт, — заключает Ольга Згордан.

Чек-лист: как мотивировать ребенка на учебу и другие занятия

Довольный ребенок на занятиях
Источник: Freepik

Подводя итог, хочется вспомнить основные моменты статьи. И поэтому составили для вас краткий список действенных методов, которые помогут развить детскую мотивацию. Итак, что нужно делать, чтобы помочь своим детям добиваться целей?

1. Интересоваться увлечениями ребенка и поддерживать их.

2. Правильно хвалить и давать конструктивную критику.

3. Утешать и поддерживать в случае неудач.

4. Рассказывать про краткосрочные результаты и будущие цели, которые может достичь ребенок.

5. Поощрять за успехи и достижения.

6. Помогать и организовывать совместную деятельность.

7. Показывать личный пример.

8. Не ругать и не наказывать.

Список источников

1. Мосина Н, Казакова Т., Захарова Т. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости. Научное обозрение. Педагогические науки. 2017.

2. Ягодкин Н., Згода А. Энциклопедия детской мотивации. 2022.

3. Гордеева Т. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель. Вестник Московского университета. 2014.

Эксперт: Ольга Згордан, психолог, тьютор и профориентолог в онлайн-школе «Фоксфорд». Специализируется на работе с подростками в вопросах мотивации, профессионального самоопределения и развития гибких навыков