Как меняется дополнительное профессиональное образование в России

Рассмотрим, что происходит в стране с дополнительным образованием в 2025 году и каких изменений ожидать в ближайшем будущем.

Об авторе: Наталия Черепенникова, начальник отдела обучения корпоративных заказчиков Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в России переживает серьезную трансформацию. Если раньше оно ассоциировалось в основном с академическими программами, то сегодня — с практичностью, скоростью и прикладной ценностью. Все больше россиян готовы учиться всю жизнь и осваивать новые навыки. Это важно и для экономики страны, поскольку с помощью ДПО можно бороться с кадровым дефицитом.

Что такое ДПО и каким оно бывает.

Дополнительное профессиональное образование помогает взрослым осваивать новые профессии, углублять знания и развивать востребованные навыки. Оно делится на два основных вида: профессиональная переподготовка и повышение квалификации. ДПО дают не только вузы и ссузы, но и учебные центры, корпоративные университеты и образовательные онлайн-платформы.

Профессиональная переподготовка подходит для тех, кто хочет сменить сферу деятельности или получить новую специальность. Такие программы длятся от 250 академических часов. Например, при длительности программы 256 академических часов, обучение по графику два раза в неделю по 4 часа занимает 8 месяцев. По итогам обучения выдается диплом установленного образца, так что можно официально работать в новой профессии.

Повышение квалификации — это обучение для тех, кто уже работает в своей сфере, но хочет обновить знания или освоить новые технологии. Курсы повышения квалификации обычно короче переподготовки — занимают от 16 до 250 академических часов. Документ по окончании тоже выдают, но в этом случае это удостоверение.

Почему ДПО меняется.

Запрос рынка.

В Агентстве трансформации и развития экономики (АТРЭ) заявили, что к 2030 году желательно переобучить более 25 млн россиян. В 2024 году представитель Роструда сообщил, что в России может появиться целевое ДПО — сейчас такого понятия в законодательстве нет. Оно будет отличаться от простого дополнительного профильного образования тем, что слушателям будут давать знания, необходимые для работы в конкретной компании.

ДПО уже сейчас постепенно меняется под нужды бизнеса. Одна из причин — более высокая гибкость по сравнению с программами высшего образования.

Рост популярности онлайн-образования.

Онлайн-формат сделал обучение более гибким и ориентированным на результат. Вузы и учебные платформы предлагают курсы с большим числом домашних заданий, примеров из реальной жизни, воркшопов и проектной работы. Слушатель становится не пассивным потребителем информации, а активным участником процесса. Крупнейшие технологические компании создают собственные онлайн-платформы для ДПО. Среди них, например, «Яндекс Практикум» и «СберОбразование».

Новый портрет обучающегося.

Раньше на программах ДПО чаще всего обучались педагоги, врачи, инженеры и госслужащие. Для них это был способ получить удостоверение для аттестации или выполнить требования работодателя.

Сегодня среди студентов ДПО много практикующих специалистов, которые хотят быстро закрыть пробелы, освоить смежную профессию или получить актуальные навыки.

Как это выглядит на практике.

Рассмотрим конкретные примеры, как меняется ДПО в России.

Мини-курсы и микроквалификации вместо «второго высшего».

Раньше, чтобы сменить профессию или повысить квалификацию, нужно было учиться годами. Сейчас в фокусе — короткие курсы по несколько месяцев или даже недель, которые дают конкретный навык (например, SQL для аналитиков или UX-исследования). Обучение можно сразу закрепить на практике: на пет-проекте или в работе.

По данным исследования рынка бизнес-образования России, проведенного «СберУниверситетом» в консорциуме РАНХиГС в 2025 году, 62% российских работодателей предпочитают обучение длительностью до 3 месяцев.

Этим запросам отвечают курсы повышения квалификации. Например, наш курс «Python для автоматизации и анализа данных» длится 9 недель, а «Промпт-инжиниринг: нейросети для человека» — 6 недель.

Кейсы из реального бизнеса.

В программах ДПО делают большой акцент на реальных бизнес-кейсах, взятых из практики компаний-партнеров. Задания повторяют типовые задачи из рабочих будней. Слушатели работают над итоговыми проектами, которые потом могут добавить в портфолио.

Например, слушатели программы «Искусственный интеллект в социальной сфере» предлагают жизнеспособные прототипы решений, которые потенциально улучшат работу социальной сферы Москвы по разным направлениям. Организатором программы выступает Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы совместно с Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

«Нетология» разрабатывает программы ДПО совместно с ведущими вузами и применяет в обучении такие форматы, как проект от индустриального партнера, кейс-чемпионат, бизнес-игра, пет-проект и хакатон.

Микрообучение.

По данным AdJust, 14,7 минуты — средняя продолжительность сессии в образовательных приложениях. Сотрудник может осваивать навыки прямо по ходу своей работы с помощью рассылок и 10-минутных видео-уроков. Можно учиться по 15−20 минут в день между задачами, и это эффективнее длинных лекций. Такие форматы особенно удобны для сотрудников, которым важно учиться без отрыва от работы.

Наставничество.

Технологии не заменяют живого общения, и лучшие программы ДПО сегодня это учитывают. Кураторы или наставники проверяют задания и дают обратную связь. Регулярно проходят встречи с экспертами из отрасли, которые обсуждают со слушателями карьерные треки и отраслевые тренды.

Например, среди наших преподавателей: руководитель службы ML-проектов в «Яндекс Браузере», руководитель по машинному обучению в операциях в «Сбермаркете», Head of OSA (On-Shelf availability) «Магнит» и другие практики.

Связь с работодателями.

Качественное ДПО сегодня может стать шагом в профессию. Многие платформы сотрудничают с компаниями. Работодатели участвуют в формировании программ, дают обратную связь, берут выпускников на стажировки. Лучшие студенты получают офферы уже во время курса. Это win-win и для соискателей, и для работодателей.

Например, МАИ проводит программы повышения квалификации, направленные на восполнение дефицитов компетенций в конкретных технологиях. Проектирование программы строится на основании запроса и конкретной задачи заказчика.

Тренды и перспективы развития ДПО.

В ближайшие годы дополнительное образование продолжит трансформироваться под влиянием технологических, экономических и культурных факторов.

Персонализация обучения с помощью ИИ.

Развитие технологий машинного обучения и искусственного интеллекта позволяет создавать персонализированные программы обучения. ИИ-алгоритмы подстраивают содержание под уровень знаний, скорость усвоения и интересы студента. Контент адаптируется в реальном времени: если учащийся не справляется, предлагаются дополнительные материалы или упражнения, если идет быстрее — ускоренный маршрут. Это особенно важно в ДПО, где слушатели часто совмещают обучение с работой и ценят гибкость.

Расширение предложений для рабочих профессий.

Если раньше ДПО ассоциировалось в основном с «белыми воротничками», то теперь фокус расширяется. Для мастеров, операторов, наладчиков появляются онлайн-курсы с симуляторами и VR/AR-обучением. Появляются программы по цифровой грамотности, промышленной автоматизации и кибербезопасности на производстве. Это открывает возможности для горизонтальной миграции сотрудников внутри компании и повышения общего уровня цифровой культуры.

Например, в рамках проекта «Активные меры содействия занятости», которые бесплатно помогает гражданам повысить квалификацию или сменить профессию, можно переучиться на монтажника оборудования связи.

Рост корпоративных кастомных программ.

Компании все чаще заказывают индивидуальные программы у вузов и EdTech-платформ или создают собственные академии. Учебный контент можно подстраивать под специфику бизнеса, задачи конкретных департаментов и кейсы из реальной практики. Такие программы повышают вовлеченность сотрудников, создают единое поле знаний и облегчают адаптацию новых кадров.

Например, мы в Центре непрерывного образования ФКН проводили программу повышения квалификации «Инженерное программирование на Python» для сотрудников ПАО «Лукойл». Чтобы слушателям не пришлось отрываться от работы, обучение было организовано в Перми.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.